Почему в навигацию-2023 цены на речные круизы будут доступнее
Российские туристы активно раскупают речные круизы на летний сезон. Особенно популярны комфортабельные лайнеры и премиальные каюты. При этом цены на круизы в этом году если и не низкие, то очень привлекательные за счет выхода на реки дополнительных лайнеров и расширения географии маршрутов.
Гендиректор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский отмечает довольно высокую загрузку круизов на навигацию 2023 года. В целом она составляет не менее 30-50% по рынку. А продажи выросли на 15-20% по сравнению с прошлым годом.
«Акция раннего бронирования сильно стимулировала продажи. Многие круизы были раскуплены еще прошлой осенью, особенно интересные и новые маршруты. Традиционно заранее выкупались лучшие места», – рассказал он RTN.
По словам заместителя гендиректора по развитию компании «Водоходъ» Ильи Суховольского, сейчас средняя загрузка рейсов от общей емкости судов туроператора составляет 50%, в это же время в прошлом году она была 40%.
«Стоит учесть, что в этом году «Водоходъ» выводит пять дополнительных теплоходов. Глубина продаж на рейсы от пяти дней составляет полгода, на 3-4-дневные круизы – один-два месяца. Круизы на майские праздники с 29 апреля по 10 мая из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и Самары в среднем проданы на 70%», – сказал Илья Суховольский.
Больше всего востребованы самые дорогие теплоходы
Заместитель гендиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова отметила, что лучше всего загружаются наиболее дорогие и самые дешевые круизы. Плюс выросла популярность маршрутов «в один конец».
«У нас традиционно востребованы сегменты люкс и лоукостеры. Неплохо загружается «Московская кругосветка», которая включает все реки и каналы вокруг Москвы. Тот, который стартует 13 мая, продан на 60%, а 24 мая – уже на все 100%. Гораздо активнее у нас стали покупать «половинки» круизов Москва – Петербург, уже в прошлом году их было продано сколько же, сколько и полных маршрутов. Люди экономят время и деньги. Хорошо продаются интересные маршруты, популярны лайнеры, у которых за многие годы сложилась постоянная аудитория, например, “Иван Крылов”», – сказала она.
Суховольский согласен, что спрос на люксовый сегмент по-прежнему стабильно высокий. Самый современный теплоход компании «Мустай Карим» в навигацию 2023 года совершит 28 рейсов, его средняя загрузка на весну-лето составляет 94%. В целом, по словам эксперта, на всех теплоходах люксы уходят достаточно быстро, но на теплоходе «Мустай Карим» спрос на них особенно большой. В классе премиум и люкс чаще выбирают категорию делюкс, особенно востребованы смежные каюты.
Спрос на речные круизы выше, но и теплоходов больше
По словам Андрея Михайловского, спрос в этом году явно выше, чем в прошлом, но за счет того, что на рынок вышло более десяти дополнительных лайнеров, загрузка слегка отстает от прошлого года.
В целом по рынку прирост числа судов не превышает 9%, но основные игроки нарастили свои объемы гораздо существеннее. Например, «Водоходъ» задействует в этом году 24 лайнера вместо 19 в прошлом, «Мостурфлот» – 14 вместо 11. «Донинтурфлот» вообще удвоил свои емкости – вместо прошлогодних 5 судов выводит все 10.
«Главная особенность наступающего сезона – и поток больше, и число теплоходов увеличивается. Это тормозит загрузку, но, с другой стороны, не дает расти ценам. К тому же, благодаря выходу новых лайнеров, в основном премиального уровня, продолжается и уклон спроса в сторону более качественного размещения. Тем более что цены на них компании держат доступные, отнюдь не люксовые», – пояснил Михайловский.
«Цены на наши теплоходы действительно пока не люксовые. Реально круизы гораздо дороже, но конъюнктура рынка диктует свои условия. И туристы, которые уже распробовали премиальный сервис на наших лайнерах, активно их бронируют. Они понимают, что круизы не подешевеют, а будут только дорожать», – подтвердил RTN руководитель отдела продаж компании «Донинтурфлот» Александр Шкарупин.
Россиянам стали доступны теплоходы, которые раньше возили иностранцев
«Донинтурфлот», владеющий премиальными теплоходами «река-море», в основном четырехпалубными, более 25 лет возил в круизы иностранных туристов. Раньше суда фрахтовали многие известные зарубежные туроператоры, они активно участвовали в организации сервиса, модернизации, адаптации к запросам туристов. В 2021 году туроператор вышел на российский рынок, в 2022 году в навигации были задействованы пять теплоходов, в этом году к ним добавились еще пять. Суда только двух классов – премиум и комфорт.
Шкарупин доволен продажами: «Не ожидали такого спроса, учитывая, как недолго еще мы работаем на российском рынке. Немного отстают майские праздники и Северо-Запад, но здесь в основном непродолжительные круизы, для них нормально продаваться за месяц. В целом же продажи ровные и по лайнерам, и по маршрутам. То есть, хотя мы вывели в этом сезоне пять дополнительных лайнеров, у нас средняя загрузка опережает прошлый год на 10%».
Эксперт объясняет это ростом узнаваемости компании, у «Донинтурфлота» сейчас уже до 90% возвратных клиентов. Кроме того, «наземный» внутренний рынок, по его словам, сильно перегрет, цены здесь выросли гораздо ощутимее, чем на круизы. Помогает также растущий запрос на качественный отдых. Все дорогие панорамные каюты на премиальных лайнерах уже раскуплены.
Коммерческий директор компании Smart Cruise Елена Павленко также уверена, что главный стимул спроса на речные круизы по России – ограниченное число зарубежных направлений и высокие цены на ведущих пляжных курортах страны.
Речные круизы стала покупать молодежь
«Стало гораздо больше запросов от молодых туристов, молодых семей. Они вообще активно едут, к тому же некоторые операторы дают хорошие скидки на детей или бесплатное проживание ребятам до 12 лет с родителями. Люди уже оценили, что питание в круизах стало лучше и, если так можно сказать, интереснее. Есть тенденция повышения уровня размещения: вместо эконом-класса чаще бронируется комфорт или полулюксы», – сказала Елена Павленко RTN.
«Круизный отдых на реках России очень помолодел, а наша концепция с детским клубом интересна и семьям с детьми. Стоимость тура на человека зависит от даты, продолжительности круиза, маршрута, размещения. Но она у нас стартует от 22 тыс. рублей, сейчас средний чек составляет примерно 35 тыс. рублей, что тоже привлекает молодую аудиторию», – подтвердила руководитель по связям с общественностью туроператора Fun&Sun Ольга Иванова.
В этом году Fun&Sun и судоходная компания «Водоходъ» впервые запустили совместный турпродукт – круиз на 200-местном теплоходе «Нижний Новгород». В его рамках туроператор реализует свою концепцию отеля на воде Fun&Sun Cruises. Согласно договоренностям, «Водоходъ» будет полностью отвечать за обслуживание туристов на теплоходе, экскурсионную программу по маршруту, стандарты безопасности, а Fun&Sun – за питание, досуг, загрузку.
«Мы довольны спросом. Так как у нас круизные маршруты не только из Москвы, но и из Нижнего Новгорода, Казани и Санкт-Петербурга, мы видим рост и региональных продаж. Глубина бронирований хорошая, майские праздники также идут активно. Первый круиз стартует 29 апреля из Москвы в Тверь, маршрут короткий, удобный и востребованный», – уточнила Иванова.
Судя по всему, несмотря на рост спроса, сезон для ведущих игроков, выставивших на рынок много дополнительных судов, окажется непростым. Конкуренция будет жесткой, а в выигрыше, как можно ожидать, окажется клиент, который в этом году получит не только исключительное разнообразие маршрутов и множество новинок, но и хорошие цены.
Светлана Ставцева