РСТ обратился в ФНС с просьбой разъяснить порядок начисления туристического налога
С января 2025 года в России вводится туристический налог, его плательщиками становятся средства размещения, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц и входят в реестр классифицированных объектов. Однако, оценивая принятые изменения, экспертное сообщество видит ряд проблем, связанных с правовой неопределенностью самого порядка формирования налоговой базы турналога.
Так, правовая неопределенность возникает, если налогоплательщик в рамках оказания одной услуги предоставляет места в номере одновременного двум и более физическим лицам, одно из которых отнесено к льготной категории. Российский союз туриндустрии (РСТ) направил в адрес главы Федеральной службу по налогам и сборам (ФНС) Даниила Егорова письмо за подписью президента союза Ильи Уманского с просьбой разъяснить вопросы формирования налоговой базы туристического налога в таком случае.
Согласно п. 2 ст. 418.4 Налогового кодекса РФ, есть определенная категория граждан, которые – при условии предоставления подтверждающих документов – не облагаются налогом. Например, это касается участников специальной военной операции. Отель не включает стоимость услуги для таких клиентов в налоговую базу туристического налога.
«Вместе с тем, в ситуации, когда такой гражданин направляется на отдых вместе с семьей, члены которой не отнесены к льготным категориям, но проживают с ним в одном номере, возникает ряд вопросов о том, каким образом налогоплательщик должен формировать налоговую базу турналога. Подлежит ли в таком случае налоговая база по турналогу соразмерному уменьшению в процентном отношении от количества лиц, относящихся к льготной категории, и если подлежит, то должно ли такое уменьшение производиться и в случае установленной законом минимальной ставки туристического налога в размере 100 рублей за сутки проживания», – говорится в обращении.
РСТ также предлагает ФНС рассмотреть возможность не включать в налоговую базу турналога услуги по размещению, которые оказываются всем членам семьи человека льготной категории, если они проживают в одном номере в рамках оказания одной услуги.
Как пояснил руководитель юридического отдела РСТ Илья Курский, в отраслевом союзе нет пока объективного понимания, как рассчитывать налоговую базу для туристического налога.
«Помимо вопросов по льготным категориям, есть и другие проблемы. Так, раньше турналог, равно как и курортный сбор, предполагалось выделять отдельной строкой и уплачивать вне единого налогового платежа. А сейчас, в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс, утвержденными законом № 362 от 29 октября 2024 года, он будет уплачиваться в его составе, и в связи с этим также немало вопросов. Поэтому сейчас РСТ внимательно изучает туристический налог, прежде всего, со стороны налогоплательщика, то есть средств размещения», – сказал он.
В июле 2024 года президент РФ подписал поправки к налоговому кодексу, согласно которым курортный сбор с 1 января 2025 года заменяется на туристический налог. Он должен составить в следующем году 1% от стоимости услуг размещения. К 2029 году ставка налога должна достичь 5%, но не превышать его. Налог включается в стоимость проживания и не может быть меньше 100 рублей за сутки.
Налог будет действовать на всей территории России, но решение о его взимании в каждом муниципальном образовании принимают местные органы власти. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, то есть городах, которые имеют статус субъектов России, а также в федеральной территории «Сириус» решение о вводе турналога принимается органами власти соответствующего субъекта или территории. Обязательное условие – указанные гостиничные объекты должны входить в реестр классифицированных средств размещения. Предполагалось, в частности, что санатории будут освобождены от турналога, однако недавно они были включены в единый реестр.
Светлана Ставцева