Туризм впечатлений в Липецкой области – включайте все органы чувств!
На выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в рамках проведения Дня Липецкой области состоялась панельная сессия «Туризм впечатлений как эффективный инструмент привлечения туристов и развития региона. Опыт Липецкой области». Регион представляли владельцы туристических объектов – природного парка чудес «Кудыкина гора» Юлия Уваркина, археологического парка «Аргамач» Александр Голотвин, гастрономического музея «Старая дорога» Вячеслав Курилов, природного парка-отеля «Олений» Елена Латышева и усадебного комплекса Скорняково-Архангельское Алексей Шкрапкин.
Они рассказали, что уже работают с туризмом впечатлений, причем делают это под единым брендом, разработанным Центром развития культуры и туризма региона в 2017 году. Создают для гостей условия, при помощи которых они могут получить новый опыт и впечатления, срежиссированные и продуманные на каждом участке пути. Здесь турист попробует что-то на вкус, тут услышит мелодию, прикоснется к чему-то и ощутит… Задействован, по их словам, весь спектр органов чувств, из которых и складываются впечатления.
Когда Александр Голотвин начал создавать археологический парк, главная идея была – популяризация археологического наследия и приспособление его для туристических целей. «Мы делаем раскопки, находим небольшие элементы, – поделился он со слушателями. – Сама по себе консервация этих объектов не дает впечатлений. Нужен мощный экскурсовод, который объяснит, как это все раньше выглядело. Я вижу один путь популяризации – реконструкция, создание археологического парка. В мире, кстати, это распространенная тема. Отличный вариант продвижения – событийные мероприятия. У нас как раз проводятся различные музыкальные фестивали».
Вячеслав Курилов более 10 лет изучал развитие сельских территорий, выкупил в Липецкой области старинный дом и сделал из него мануфактуру: «Мы все производим из локальных продуктов. К нам можно приехать, приобрести что-то, сделать своими руками. Эмоция, которой мы добиваемся – ощущение, будто у бабушки побывал. Но у нас еще и кредитной картой можно платить».
Алексею Шкрапкину было всего 10 лет, когда у него родилось желание возродить храм Михаила Архангела, который находился рядом с селом, куда он приезжал к бабушке в деревню. «Позже появились деньги, я начал восстанавливать храм и узнал, что он – часть большого комплекса, – вспоминает он. – Изучив его историю, я вдохновился и решил воскресить весь комплекс».
По мнению Шкрапкина, в любой стране туризм основывается, на двух составляющих – культурное наследие и природное богатство. В мире есть локации, где и то, и другое сконцентрировано в одном месте – это загородные исторические комплексы. В Шотландии это замки, во Франции шато... В таких местах всегда много туристов. «Эту концепцию мы и воплотили в России, ведь у нашей страны богатейшее культурное наследие и природный потенциал. При этом многие исторические памятники в деревнях лежат в руинах, – отметил Александр Шкрапкин. – Когда к нам приезжают иностранцы, они говорят, что здесь видят настоящую Россию. Наши гости ощущают себя в новой реальности. Мы стараемся создать отдельный неповторимый мир, воздействуя на органы чувств. Хотим, чтобы гости наслаждались кухней, прекрасной музыкой и ароматами».
Важная составляющая восприятия региона – это кухня, которую в случае с Липецкой областью, как и со многими другими регионами России, пришлось формировать с нуля. В 2022 году областной Центр развития культуры и туризма создал гастрономический бренд региональной кухни, а на выставке «Россия» презентовал уникальную книгу «Земля в цвету» – гастрономический путеводитель, включающий рецепты с историями о регионе от лица местных жителей. В книге собраны 38 уникальных рецептов, разработанных шеф-поварами на основе местных продуктов и кулинарных обычаев липчан, а также три гастрономических маршрута по Липецкой земле.
В работе над региональным гастрономическим брендом принимал непосредственное участие бренд-шеф Кудыкиной горы Роман Захаров. Юлия Уваркина рассказала: «Еда – это 50% выручки в нашем парке. Именно поэтому мы стали развивать такое направление. Вместе с Романом Захаровым создали меню, состоящее на 80% из местных продуктов. К нам приезжают пробовать царь-бургер с олениной и три борща. Мы проводили гастрономические ужины на основе старинных рецептов из книги «Земля в цвету». И если раньше нас ругали за плохую еду, то сегодня чаще говорят «Браво!».
Презентация липецкого гастрономического бренда на выставке «Россия» прошла в Доме российской кухни и имела огромный успех. Команда шеф-поваров области подготовила настоящее представление «Встречаем старый Новый год на Липецкой земле!» и уникальные угощения от производителей региона.