Тревелпорт

Торжок двинулся вперед по туристическому пути

В минувшие выходные в Торжке Тверской области произошло знаковое событие: началась реализация проекта по возрождению древнего города как туристического направления. Для знакомства с потенциальными возможностями города в Торжке побывали представители ведущих туроператоров по внутреннему туризму – «Ванд Интернешнл», «Виадук тур», «Мультитур», «Орфей», «Роза ветров», «Соцздрав», а также московские журналисты, представляющие газеты RATA-news, «Известия», «Интерфакс-туризм», журналы «Турбизнес» и «Туризм и отдых», радио «Бизнес FM».

Начало осознанной деятельности руководства по возрождению туризма связано с приходом в город управляющей компании «Наследие», учрежденной общественной организацией Национальный центр опеки наследия (НЦОН). Договор о доверительном управлении (трасте) историко-культурными памятниками с администрацией Тверской области и города Торжка был подписан в июне 2006 года. Финансово заинтересованному инвестору передано для восстановления несколько ключевых архитектурных памятников Торжка, в том числе ансамбль Путевого дворца середины XVIII века на бывшей Дворцовой площади. Общий бюджет этого проекта составляет $10 млн. К настоящему моменту коррекционная школа, долгое время занимавшая помещения дворца, переведена в другое, более подходящее и специально отремонтированное помещение. В Путевом дворце завершены археологические изыскания и совсем скоро начнутся реставрационные и восстановительные работы. После их завершения царский дворец, вероятнее всего, станет отелем.

Помимо Путевого дворца компания «Наследие» занимается преобразованием городского района Красная гора, где в будущем должна появиться рекреационная зона, будут восстановлены исторические здания, которые будут отданы под офисы и жилые дома. Сейчас идет процесс отселения жителей из ветхих, лишенных элементарных удобств жилищ. Благодаря этому проекту около 50 семей уже перебрались в современные квартиры, о которых не могли даже мечтать.

В ближайших планах компании «Наследие» - восстановление верхних торговых рядов и дореволюционного облика площади Павших революционеров. Здесь будут реконструированы дом городничего, переоборудованы под выставочный и концертный залы Присутственные места. Вероятно, площади будет возвращено историческое имя – Дворцовая. Также в Торжке планируется строительство парка развлечений (идет прединвестиционная подготовка) и создание по всему городу сети общественных туалетов (сегодня их нет вообще). Кроме того, г-н Рыбаков озвучил планы по организации в Торжке туроператорской компании, которая будет заниматься приемом туристов, перечисляя налоги в городской бюджет. Сейчас в Торжке есть одна турфирма, но она только отправляет клиентов за рубеж.

Параллельно с процессом восстановления исторических памятников началась кампания по созданию туристического бренда Торжка и соответствующей программы продвижения города. Эту часть проекта реализует московское рекламное агентство «Афина Паллада». Ознакомительный тур для туроператоров и журналистов, организованный совместно с Российским союзом туриндустрии, стал первым мероприятием этой программы.

Гости побывали в Борисоглебском монастыре, в деревянной Старовознесенской церкви, забирались на городские валы, посетили Дворцовую площадь, Тверецкую набережную, музей золотного шитья, этнографический музей, музей вертолетов. Ознакомились с объектами размещения и общественного питания города, где, конечно, отведали воспетые Пушкиным знаменитые котлеты Пожарского.

Большое впечатление на всех произвело посещение могилы Анны Керн в селе Прутня. На просторной территории усадьбы «Василево» возле Чертова моста специально для гостей Торжокский ремесленный двор организовал шоу кузнецов. Апофеозом поездки стало посещение потрясающего памятника архитектуры – дворцово-паркого комплекса «Знаменское-Раёк».

Интересно, что практически туроператоры, принявшие участие в поездке 7-8 сентября, так или иначе, предлагают своим туристам экскурсии в Торжок. Тем не менее, все они признались, что буквально открыли для себя этот город, поражены его удивительной аурой, необыкновенными объектами показа и безусловным туристическим потенциалом.

Об этом представители турбизнеса говорили на круглом столе «Партнерство муниципального образования и бизнеса в развитии туризма в Торжке», который прошел в администрации города. В его работе приняли участие глава администрации Торжка Евгений Игнатов (на фото второй слева), его заместитель Олег Самошин (крайний справа), генеральный директор управляющей компании «Наследие» Андрей Рыбаков (крайний слева), пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, местные бизнесмены и музейные работники, московские туроператоры.

Руководство города понимает, что возрождение туризма может стать весьма прибыльной статьей дохода для городского бюджета. Именно этим объясняется, что древний, архитектурно и культурно наполненный Торжок вновь – после пережитой в советское время популярности - начинает свой путь по туристической дороге, которой идут уже многие малые исторические (да и не только) города России. Поэтому, как выразился на круглом столе Евгений Игнатов, так важно выслушать мнения, замечания и пожелания тех, кто многие годы занимается туризмом профессионально.

По мнению Ирины Тюриной, Торжок достоин гораздо большего, чем быть просто транзитным городом для однодневных экскурсантов, каковым он в настоящее время является. Его насыщенность историческими, культурными, архитектурными памятниками в сочетании с милой провинциальностью создают все предпосылки для организации серьезных турпотоков. Однако – «без обид», как сказала г-жа Тюрина - странно, что в XXI веке в городе строится гостиница с частичными удобствами в номерах, есть серьезные проблемы с обслуживанием гостей в кафе и ресторанах, музеи не работают в воскресенье и, конечно же, совсем нет общественных туалетов. «Очень важно создать туристам комфортные условия, но так, чтобы в результате всех преобразований в городе сохранилась удивительная самобытность и историческая атмосфера», - сказала Ирина Тюрина.

Подробнее о том, что нужно сделать в Торжке, чтобы он занял достойное место в ряду своих собратьев – малых исторических городов, говорили на круглом столе многоопытные туроператоры.

Директор по российскому туризму компании «Ванд Интернешнл Тур» Ирина Солянкина назвала Торжок «вкусным городом» и остановилась на одной из главных его проблем – отсутствии мест размещения. Гостям показали почти готовую к эксплуатации частную гостиницу на 56 мест. Однако хозяин почему-то не счел нужным оборудовать ее номера душем, а частичные удобства ни в коей мере не устраивают сегодняшних туристов. Поэтому вопрос ночевки гостей, по-прежнему, остается открытым. По мнению г-жи Солянкиной, Торжку на первых порах вполне будет достаточно небольшого отеля туристического класса примерно на 100 мест с ценой за двухместный номер на базе завтраков не дороже 1200-1500 руб.

Руководитель экскурсионного отдела компании «Мультитур» Элла Скорик увидела в городе большие возможности для развития корпоративного и инсентив-туризма. В перспективе может быть большой спрос и в плане бизнес-туризма, но пока инфраструктура, необходимая для проведения конференций, семинаров и тренингов, полностью отсутствует. Тем не менее, забывать об этом бурно развивающемся сегменте турбизнеса ни в коем случае нельзя.

Менеджер компании «Орфей» Елена Тапинская посоветовала составить и разослать туроператорам событийный календарь. Ведь уже сейчас в Торжке с успехом проходят День города, Троицкие гуляния, Масленица, Великое торжище. В этом году город принял участие в первом фестивале «Купеческий караван». Все эти мероприятия заслуживают того, чтобы их посещали туристы, но для этого необходимо их активное продвижение за пределами города и области. Кроме того, по мнению г-жи Тапинской, надо разработать больше разнообразных туристических маршрутов по Торжку и интерактивных программ. Туристы с удовольствием примут участие, например, в обрядах сватовства, «великосветских» балах, мастер-классах по изготовлению изделий народных промыслов и т.д.

Непередаваемая и почти забытая атмосфера русского провинциального города, которая так отчетливо ощущается в Торжке, должна стать его визитной карточкой, считает руководитель экскурсионного отдела компании «Роза ветров» Елена Чистякова. Чтобы максимально сохранить внешний вид города, видимо, придется законодательно ограничить архитектурную фантазию горожан.

В Торжке обязательно должна быть туристическая компания, работающая на прием. И она должна владеть всей полнотой информации о ценах, местах в гостиницах, питании, экскурсиях. Все объекты, имеющие отношения к туризму, должны работать, что называется, «до последнего клиента». Сегодня же, к примеру, историко-этнографический музей в воскресенье отдыхает, а в другие дни работает до 18 часов, как, впрочем, и магазин, где продается знаменитое золотное шитье. Обо всем этом говорила заместитель генерального директора компании «Соцздрав» Валентина Фролова. При этом большинство туристов, которые все-таки бывают в Торжке, приезжают именно в выходные дни.

Но, пожалуй, самым важным на круглом столе стало заявление столичных туроператоров о том, что они готовы объединить свои усилия для продвижения на российском и международном рынках туристических достоинств Торжка. Некоторые «уже с понедельника» намеревались предлагать туристам программы посещения этого города.

Не остались в стороне от дискуссии и журналисты. Не считая необходимым сохранять профессиональную бесстрастность, они горячо предлагали установить на въездных дорогах рекламные щиты, которые заставят проезжающих автолюбителей завернуть в Торжок, или, обыгрывая название города, организовать круглогодичное «торжище», где бы можно было купить сувениры, изделия ремесленных дел мастеров, хлебобулочные изделия, местный бальзам и т.д. Журналистская фантазия простиралась от банного комплекса на берегу Тверцы до фестиваля воздушных шаров.

Подводя итоги круглого стола, градоначальник Евгений Игнатов выразил удовлетворение тем, что местная интеллигенция и предприниматели воочию увидели, насколько велик интерес к их городу среди людей, причастных к туристическому бизнесу. Мэр Торжка счел состоявшийся разговор частичным ответом на извечный вопрос «что делать?». И для начала, добавил он, постараемся сверстать бюджет на следующий год таким образом, чтобы в нем нашлось место графе под названием «туризм» - независимо от вложений, предусмотренных компанией «Наследие». (Любовь Булгакова, RATA-news)