Пегас с 18 октября

О том, как у ветеранов войны угнали теплоход

В канун Дня Победы из-за спора двух хозяйствующих субъектов был сорван круиз, организованный благотворительным фондом поддержки правоохранительных органов «Петровка,38».

Вечером 6 мая 157 человек – ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших сотрудников правоохранительных органов – должны были отправиться в трехдневное речное путешествие по маршруту Москва – Тверь – Углич – Москва. Однако четырехпалубный теплоход «Николай Добролюбов», на котором планировалось совершить круиз, рано утром 5 мая был угнан от причала московского Северного речного порта.

Как рассказал RATA-news Андрей Басов, генеральный директор «Русской пароходной компании на паях», являющейся фрахтователем судна, утром 5 мая ему позвонил капитан «Добролюбова» Сергей Кузнецов и сообщил, что на корабль проникли около 30 человек в камуфляжной форме и не представившиеся люди в штатском. Затем к теплоходу подошли два буксира и, не предъявив необходимого в таких случаях наряда, против воли экипажа повели судно в сторону Хлебниковского судоремонтного завода, находящегося недалеко от города Долгопрудный Московской области. Там «Добролюбов» был заблокирован другими судами.

Андрей Басов смог попасть на борт угнанного корабля благодаря прибывшим вместе с ним на Хлебниковский завод сотрудникам милиции и прокуратуры. Как выяснилось, теплоход был захвачен его собственником – Центральной судоходной компанией (ЦСК). Однако находившийся на борту представитель ЦСК никаких документов, подтверждающих законность происшедшего, не предоставил, а на все вопросы отвечал: «Без комментариев».

Дальше события развивались почти как в боевике. В ночь с 5 на 6 мая захватчики попытались разобрать главные двигатели судна, чтобы корабль не мог сдвинуться с места. Но их действиям помешали сотрудники Русской пароходной компании и экипаж теплохода, сплоченно выступившие против такого мародерства. Между захватчиками и экипажем произошла потасовка, однако агрегаты двигателя удалось отстоять.

Между тем пресс-служба Российского союза туриндустрии передала сообщение об угоне судна в информационные агентства. Зерна упали в благодатную почву: столь драматичный срыв круиза для ветеранов войны в канун Дня Победы произвел эффект разорвавшейся бомбы. С 11 до 16 часов 6 мая Андрей Басов дал комментарии по поводу происходящего примерно 20 средствам массовой информации, не считая телеканалов. Одновременно к решению проблемы подключилось Федеральное агентство по туризму, МВД, Минтранс и Генпрокуратура.

Во второй половине дня 6 мая на корабль прибыли представители руководства Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с документами, предписывающими вернуть теплоход в Северный речной порт. Тогда между угонщиками, не желающими покидать судно, и экипажем произошла вторая стычка. Однако фрахтователи победили: около 20.00 6 мая «Добролюбов» все же вышел с территории Хлебниковского судоремонтного завода и вернулся в Северный речной порт.

Разумеется, все эти события развивались не на пустом месте: спор вокруг «Николая Добролюбова» идет с середины 2004 года. По словам Андрея Басова, теплоход был зафрахтован Русской пароходной компанией (РПК) в 2001 г. у Киевской судоходной компании «Киев» и растаможен на срок действия договора до 2009 г. За это время судно дважды меняло собственника: из рук «Киева» перешло к Волжско-Днепровской судоходной компания, а затем было передано в уставной капитал Центральной судоходной компании. Согласно действующему договору, заключенному РПК в 2001 г. и не противоречащему законодательствам России и Украины, смена собственника не влечет за собой изменений условий договора аренды теплохода, поэтому фрахтователь продолжал управлять судном.

Вместе с тем, Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства, в структуру которого входит Центральная судоходная компания, в беседе с корреспондентом RATA-news сообщил, что договор аренды на «Добролюбова» расторгнут уже год назад, поскольку Русская пароходная компания не платила фрахтовую ставку и задолжала собственнику несколько сот тысяч долларов. Андрей Басов, в свою очередь, подтвердил, что ЦСК деньги за аренду теплохода не получает. Точнее, отказывается получать, чем, видимо, выражает намерение самостоятельно распоряжаться судном. В связи с этим РПК в 2004 году открыла нотариальный депозит, куда согласно графику платежей и переводит деньги по фрахтовой ставке. По словам г-на Басова, на счету скопилось уже более $300 тыс., и нотариус еженедельно отправляет в адрес ЦСК уведомление о поступлении средств за аренду теплохода.

РПК также обратилась в Московский арбитражный суд с иском к ЦСК о предоставлении документов, необходимых фрахтователю согласно российскому законодательству. ЦСК, в свою очередь, в том же суде выдвинула встречный иск об изъятии теплоходов у РПК. В этой тяжбе пока не пройдена даже первая инстанция, однако суд уже вынес два определения. Одно из них запретило ЦСК сдавать спорный теплоход другим арендаторам. А 6 мая, после угона судна, Московский арбитражный суд вынес второе определение, запретив ЦСК удерживать корабль и препятствовать Русской пароходной компании в его эксплуатации.

Также 6 мая по факту угона теплохода было возбуждено уголовное дело по статье 330 УК РФ (самоуправство). Как сообщили в Московской региональной прокуратуре на водном транспорте, дело возбуждено в отношении должностных лиц ОАО "Центральная судоходная компания".

Вчера Андрей Басов сообщил RATA-news, что приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Нерадько создана комиссия для расследования происшедшего в Северном речном порту.

Что касается сорванной благотворительной акции, то Русская пароходная компания намерена компенсировать ветеранам несостоявшееся праздничное путешествие. Завтра, 12 мая, участники войны выезжают в Нижний Новгород, откуда отправятся в круиз до Москвы на теплоходе «Максим Рыльский». Их ждут экскурсии, насыщенная развлекательная программа, а также задержавшийся праздничный банкет. (Ирина Тюрина, RATA-news)