Появится ли у Бурятии свой флот на Байкале
Байкал стал очень популярен в последние годы, но практически весь его потенциал работает на Иркутскую область. Теперь на федеральном уровне заговорили о создании здесь флота и развитии круизного туризма. О том, появится ли в республике свой флот, что для этого нужно и сколько это может стоить для предпринимателей и туристов, рассказал региональный портал «Информ Полис».
Минувшим летом в республике состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко. По его итогам министерствам и ведомствам дано поручение проработать вопрос формирования отдельного федерального проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал».
Правительство Бурятии направило предложения для формирования этого проекта, в том числе включающие мероприятия по развитию круизного туризма, выраженные в необходимости строительства инфраструктуры водного транспорта, обеспеченной пунктами приема и переработки подсланевых вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, отмечают в Министерстве туризма республики.
По информации Минэкономразвития, в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023–2024 годах запланирована разработка федеральной туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования для туристической макротерритории Байкала.
В Министерстве туризма Бурятии рассказывают, что на берегах Байкала сосредоточено около 10 тысяч мест размещения. В республике существуют четыре порта, в том числе в Улан-Удэ, Нижнеангарске Северо-Байкальского района, Усть-Баргузине Баргузинского района, Турке. Порт в Турке является основным принимающим пунктом для водного транспорта на территории особой экономической зоны «Байкальская гавань». Безусловно, существующая инфраструктура будет основой развития круизного туризма. В 2022 году туроператор «ВодоходЪ» запустил по Байкалу маршрут «Байкальская экспедиция». В перспективе компания планирует запустить электросуда по акватории озера. В связи с этим прорабатываются варианты размещения заправочных станций.
Для развития инфраструктуры водного транспорта направлены предложения по созданию и реконструкции причальных сооружений на восточном берегу Байкала с проведением дноуглубительных и берегоукрепительных работ.
Эта работа требуется во многих районах республики. Часть причальных сооружений предложено обеспечить пунктами приема и переработки нефтесодержащих, подсланевых и сточных вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов. По информации министерства туризма, для развития круизного туризма ранее предложено предусмотреть предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета организациям внутреннего водного транспорта, субъектам РФ на организацию и осуществление межрегиональных и внутрирегиональных перевозок водным транспортом, а также субсидии для оказания мер государственной поддержки данных организаций.
По мнению председателя Общественной палаты Бурятии Татьяны Думновой, круизный туризм в республике – безусловно перспективное направление, так как для этого есть все потенциальные ресурсы. «Сейчас организованного круизного туризма на Байкале нет. Более 7 тысяч маломерных судов ходят по озеру. Эти прогулки предлагают предприниматели и организации. Вместе с тем круизный туризм нужно очень аккуратно вплетать в Байкал, просчитывая все негативные последствия от увеличения антропогенной нагрузки», – считает г-да Думнова.
Она отмечает, что значительные инвестиции необходимы на развитие и модернизацию инфраструктуры, на создание инфраструктуры по сбору и утилизации жидких бытовых отходов, на производство нового водного транспорта. Также потребуется внесение изменений в действующее федеральное законодательство.
Сейчас организацией туров по Байкалу занимаются в основном предприниматели из Иркутской области. Трафик проложен, как правило, в западной части озера. Однако, по словам председателя профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марины Григорьевой, пока круизного флота как такового на озере нет: «Частные маломерные суда, яхты не выполняют функцию туристической направленности. Флот представлен в основном катерами «Ярославец», которые ни по каким параметрам не подходят – ни по безопасности, ни по экологическим нормам».
В Бурятии круизными турами вообще не занимаются. Отдыхающие могут лишь совершить однодневную водную прогулку.
«Таких перевозчиков несколько, но мы специализируемся только на прогулочных турах. Например, ходим на переделанном катере «Ярославец» вместимостью 12-15 пассажиров от села Турка в «Байкальской гавани» до острова Ольхон и обратно, – говорит руководитель компании «Кристальный Байкал» Мария Цивилёва. – Местный частный бизнес не в силах вложиться в развитие одного из самых дорогих видов туризма. Для этого необходимо судно, которое, во-первых, может уйти в автономное плавание на десять суток с 50-60 пассажирами, а во-вторых, будет отвечать не только требованиям безопасности, но и экологии. Чтобы построить такое, нужно как минимум 150 млн рублей, а окупится оно лет через 10-15».
Так или иначе, создание флота для Бурятии и Иркутской области может стать выгодным только при наличии федеральных инвестиций. При этом вложиться придется и в создание сопутствующей инфраструктуры, которая сейчас не подходит для этих целей.