Travelport с 25 октября

В Венгрии за деятельность турагентств отвечают туроператоры

Мы уже неоднократно рассказывали об опыте применения финансовых гарантий ответственности туроператоров в различных странах – Германии, Австрии, Италии, Эстонии, Украине. Сегодня речь пойдет о Венгрии.

Напомним, что подробный разговор об интересном опыте этой страны в вопросах государственного регулирования туристической отрасли, а также механизма применения финансовых гарантий состоялся на встрече вице-президента Управления по туризму Венгерской Республики Миклоша Ковача с пресс-секретарем Российского союза туриндустрии Ириной Тюриной.

В Венгрии порядка 1200 турфирм. Одна из функций Управления по туризму Венгерской Республики – законотворческая деятельность и контроль за исполнением двух основных законов, действующих в сфере туристической деятельности и касающихся, главным образом, выездного туризма. Один из этих законов определяет, какие компании имеют право заниматься туристической деятельностью и какие требования к ним предъявляются государством. Второй закон регулирует вопросы финансовой ответственности туроператоров и строго регламентирует пункты договоров, которые заключаются между туроператором, турагентом и клиентом.

Один учредитель не имеет права открыть в Венгрии турфирму, компания обязательно должна создаваться несколькими соучредителями. Также обязательно фирма должна иметь свое помещение для офиса. Хотя бы один сотрудник компании должен сдать государственный профессиональный экзамен. Исключение делается, если в фирме есть специалист с 10-летним опытом работы в турбизнесе, но непременно сдавший государственный экзамен по иностранному языку.

Все турфирмы в Венгрии обязаны иметь лицензию, поскольку это требование Евросоюза. Списки лицензированных фирм опубликованы. А вот основанием для выдачи лицензии, помимо требований по организации туристической компании, является имущественный (финансовый) депозит, который туроператоры оформляют в зависимости от оборота (заметим, что понятия черного оборота в Венгрии не существует). Сумма годового депозита составляет 12% брутто оборота туроператорской деятельности без НДС, а для тех, кто организует чартерные программы – 20%. Примечательно, что в случае закрытия компании ее владельцы могут забрать свой депозит, но не раньше, чем через полгода и только если в течение этого срока никто не предъявит фирме материальных претензий. Кстати, именно поэтому случаев бесследного исчезновения турфирм в Венгрии практически не бывает – лучше понести финансовую ответственность, но вернуть хотя бы часть депозита.

Существует в Венгрии и вторая форма финансовой ответственности - страховая - имущественное гарантийное страхование - или банковская гарантия на ту же сумму, какой должен быть депозит.

Существует строгий порядок использования депозита в случае возникновения проблем с турфирмой или ее клиентами. В первую очередь, деньги используются для

возвращения туристов на родину. Затем следует покрытие расходов за время вынужденного пребывания туристов за рубежом (доплата за гостиницы, питание и пр.), далее - возмещение убытков клиентам, если они оплатили тур, но он сорвался по вине фирмы, и затем - выплата ущерба партнерам.

Турфирмы обязаны пополнить депозит до 31 октября каждого года. Списки компаний, которые этого не делают, публикуют в прессе. Но от фирмы – согласно закону - могут потребовать и повышения суммы депозита, например, в том случае, если ее оборот в течение года заметно возрастает, и это бросается в глаза контролирующим органам.

Весьма любопытно в Венгрии выстроены отношения между туроператором и его агентом. Турагентство заключает договор со своим клиентом от имени и на бланке туроператора. В этом документе четко оговариваются условия путешествия, сроки предоплаты и основной оплаты, финансовые риски, условия отказа, штрафные санкции в случае аннуляции тура и размер возмещения стоимости, какую информацию должен предоставить туристу туроператор и т.д. Отсутствие договора считается грубым нарушением закона.

Оплатить тур, купленный у агентства, можно через банк непосредственно туроператору, а тот перечисляет своему партнеру комиссионные. Но это не обязательно, можно платить и непосредственно агентству. Если вдруг случается, что агентство, получив деньги от клиента, исчезло, ответственность за него несет оператор - клиента это не касается. Понятно, что работа в таких условиях заставляет туроператоров очень строго подходить к выбору партнеров. Поэтому большинство туроператоров создают собственные агентства. В любом случае туроператор присваивает турагентству – и своему, и «чужому» - регистрационный номер. «Чужих» предварительно проверяют в работе. К новым агентствам относятся настороженно и даже первое время предлагают им поработать субагентом – в порядке стажировки.