Travelport с 25 октября

Аргументы ФАС не выдерживают никакой критики

Анализ ответа Федеральной антимонопольной службы на обращение 18 руководителей предпринимательских объединений в сфере туризма и гостеприимства показал несоответствие целого ряда содержащихся в нем аргументов положениям самих законопроектов, а также реалиям отечественного гостиничного рынка и мировым практикам.

Прежде всего, в письме ФАС говорится, что «законопроектами не устанавливается государственное регулирование цен на гостиничные услуги». Хотя первый из них предлагает включить в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» статью 4.3. «Государственное регулирование цен на гостиничные услуги во время проведения особо значимых международных мероприятий». О государственном регулировании цен на гостиницы речь идет и в тексте положений законопроектов, и в пояснительных записках к ним.

ФАС заявляет, что предлагаемые меры «будут носить краткосрочный характер» и «затронут небольшой сегмент гостиничных услуг», а именно «ряд гостиниц, в которых предусмотрено размещение участников крупных международных форумов». Но в тексте законопроекта прямо говорится, что «В период проведения особо значимых международных мероприятий лицам, предоставляющим гостиничные услуги, лицам, осуществляющим реализацию гостиничных услуг, в городах федерального значения, муниципальных образованиях, в которых в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации будут проводиться такие мероприятия, запрещается установление цен на гостиничные услуги, превышающих предельные цены на гостиничные услуги, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации, независимо от даты реализации (бронирования) номеров».

То есть речь идет об установлении предельно допустимых цен для всех категорий гостиниц вплоть до хостелов в высокий сезон, в том числе, например, в Санкт-Петербурге, который является одним из наиболее привлекательных туристических центров страны.

В письме ФАС говорится, что целью принятия законопроектов является, в первую очередь, повышение доступности услуг гражданам и участвующим в крупнейших международных форумах представителям малого и среднего предпринимательства. Но у простых граждан и представителей МСП нет проблем с размещением в этот период в гостиницах среднего и бюджетного ценового сегмента.

ФАС России пишет: «…во время ПМЭФ-2019 стоимость номеров «классический», «делюкс» и «улучшенный делюкс» (самые дешевые категории) в петербургском отеле «Астория» составила 372 тысячи рублей. При этом цены на аналогичные номера в декабре 2020 года (последний месяц года считается высоким сезоном из-за приближающихся новогодних праздников, но без крупных международных событий) начинались от 20,4-25,2 тысячи рублей и доходили до 189-197 тысяч».

Констатируем для начала, что декабрь в России относится к низкому сезону. Что же касается самих цен, то, для сравнения, предельная стоимость размещения в гостиницах Санкт-Петербурга в период проведения Кубка конфедерации FIFA в 2017 г. была на уровне 630 тыс. руб. в сутки, а во время Чемпионата мира по футболу в 2018 г. – 700 тыс. руб.

В своем письме ФАС ссылается на опыт проведения XXXII летних Олимпийских игр в этом году в Токио как на прецедент регулирования цен на услуги гостиниц за рубежом. Чтобы опровергнуть этот аргумент, было достаточно связаться с нашими коллегами в Японии. Оказалось, что, в соответствии с Host City Contract между Международным олимпийским комитетом, городом Токио и Японским олимпийским комитетом, подписанный 7 сентября 2013 года, цены на гостиничные услуги в олимпийском Токио регламентировались только для аккредитованных участников – сборных команд, спортивных судей, чиновников, журналистов – и не распространялись на болельщиков.

А в подготовленных ФАС законопроектах предлагается регулировать цены на услуги размещения в гостиницах для всех приезжих в город во время проведения особо значимых международных мероприятий.

Кроме того, по мнению ФАС, «принятие законопроектов позволит сэкономить бюджетные средства и снизить возможные репутационные риски для Российской Федерации от чрезмерно завышенной стоимости гостиничных услуг в период проведения особо значимых мероприятий, в которых принимают участие иностранные делегации».

О какой конкретно экономии бюджетных средств идет речь, в письме не говорится. И, предлагая сначала принять сами законы, а потом разрабатывать и утверждать методику определения предельных цен на гостиничные услуги, ФАС выносит на общественное рассмотрение, что называется, «кота в мешке». Реальные последствия принятия соответствующих законов для гостиничного бизнеса без понимания методики определения предельных цен оценить невозможно.

Зато легко предсказать те самые репутационные риски для России. Ведь экономические форумы во всем мире проводятся, в первую очередь, для стимулирования деловой активности и привлечения инвесторов, в том числе зарубежных. Но регулирование цен на гостиничные услуги во время проведения крупных международных мероприятий в деловых кругах может быть воспринято как избыточное государственное вмешательство в рыночные отношения, дискредитирующее инвестиционный климат в стране.

Не будет способствовать принятие законов и запланированному привлечению частных инвестиций в объеме около 2 трлн руб. для реализации инфраструктурных проектов в рамках реализации нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Именно поэтому участники прошедшего вчера в РСТ круглого стола подтвердили антирыночный и беспрецедентный для мировой практики проведения форумов и других конгрессных мероприятий характер подготовленных ФАС законопроектов. И присоединились к предложениям снять эти документы с дальнейшей разработки и рассмотрения.

Сергей Шпилько, почетный президент РСТ