Travelport с 25 октября

Керамические четверги и эмалевые пятницы Музея декоративного искусства

У этого московского музея скучное название – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. А экспозиция – богатейшая. Коллекция собиралась 125 лет и насчитывает 227 тысяч предметов. Уникальная домовая резьба Поволжья, расписные детали крестьянского дома Русского севера, Урала и Алтайского края, мебель, посуда. Здесь собраны предметы не просто русского быта, а созданные именно русскими мастерами – от эпохи петровских преобразований до начала ХХ века. То есть, это – истинно народный музей, музей национальной культуры, наших общих истоков. Здесь можно полюбоваться изящным кокошником крестьянки и дарственными кубками времен императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Здесь же прекрасная коллекция агитационного фарфора первых лет Советской власти: когда-то одна настенная тарелка из этой коллекции уходила на Запад по цене вагона с зерном, помогая стране пережить голод.


Все эти богатства собраны в знаменитом дворце Остерманов, одной из самых классических московских усадеб XVIII-XIX веков, памятника архитектуры федерального значения – здания просто великолепного, почти необъятного. Расположено оно в самом центре Москвы, на Садовом кольце, рядом с Театром кукол Сергея Образцова. И вот при таких данных Музей декоративно-прикладного искусства и москвичам, и гостям столицы пока известен очень мало. Однако очень скоро в его судьбе произойдут большие перемены. В этом смогли убедиться участники деловой экскурсии, организованной 11 июля музеем и Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы при поддержке Российского союза туриндустрии.


Как рассказала директор Музея декоративно-прикладного и народного творчества Елена Титова, музей решительно настроен меняться. Весной нынешнего года Минкультуры одобрило программу развития музея и расширения его аудитории. Среди первоочередных задач – расширение доступа к коллекциям, научным исследованиям, удвоение площадей постоянной экспозиции. Предполагается, что музей станет одним из самых, по словам Елены Титовой, «трогательных» в Москве – здесь многое можно будет потрогать, попробовать сделать своими руками, от гончарного дела до росписи деревянной ложки и гобелена. Уже сейчас здесь проводятся различные мастер-классы, осенью они станут постоянными – например, появятся «керамические четверги» и «эмалевые пятницы». В планах – расширение детского центра, новая форма работы со школьниками, квесты, пикники, чаепития в парке усадьбы, открытие сувенирных лавок и своего кафе.


О том, что потенциал у музея есть, говорит статистика: если за год сюда приходит не более 70 тыс. человек, что очень скромно, то в Ночь музеев, когда гостям была предложена оригинальная программа, за несколько часов посетило более 5 тыс. человек. «Наш музей готов к самым решительным экспериментам. Он должен стать доступнее, современнее, разговаривать со своими гостями на понятном языке. Возможно, и название будет другим», – поделилась планами Елена Титова. Музей готов работать с туристами – как детьми, так и взрослыми. На сегодня успешнее всего в стенах музея развивается деловой туризм – симпозиумы, конференции, презентации.


Светлана Ставцева, RATA-news