Пегас с 18 октября

Новый шлюз поможет возродить круизы по Оке

В апреле 2021 года с началом навигации заработает реконструированный гидроузел «Белоомут». Это станет ключевым фактором решения проблемы мелководья на реке Оке и позволит, в том числе, обеспечить прохождение круизных судов.

Новый шлюз расположен на реке Оке в поселке Белоомут и входит в состав одноименного гидроузла в Луховицком районе Московской области – между городом Коломна и селом Константиново. Одно из новшеств – электронная система управления, полностью автоматизированная.


Реконструкция гидроузла «Белоомут» началась в октябре 2015 года после обновления и введения в эксплуатацию соседнего Кузьминского гидроузла. «Белоомут» должен был вступить в строй еще в 2018-м, однако процесс затянулся и завершился лишь в 2020 году. 15 января Канал имени Москвы получил официальное разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Гидроузел в Белоомуте был создан в 1915 году, чтобы поддерживать необходимые для судоходства глубины на участке Оки до Коломны и способствовать соединению реки Москвы с Волгой и Поволжьем. Это серьезно укрепило торговые связи с одним из крупнейших торгово-промышленных центров Российской империи – Нижним Новгородом.

Однако потом гидроузел долго не ремонтировался, что ухудшало судоходные условия на Оке. «В итоге из-за обмеления реки количество круизных предложений по Оке в последние годы постоянно сокращалось», – заметил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский


«Реконструкция гидроузла позволит поднять уровень воды, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и улучшит ситуацию на Оке, из-за маловодья которой круизные компании сократили здесь программы до минимума», – полагает заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.

Фактически на реке работает один круизный теплоход – наш «Сергей Образцов», говорит она. В прошлом году была бесснежная зима, воды было мало, и из-за обмеления «Мостурфлот» отменил круизную навигацию по Оке. До этого несколько лет подряд воды было достаточно, компания организовывала семидневные программы Москва – Муром и даже так называемую московскую кругосветку – знаменитый 11-дневный оборотный рейс с выходом из Южного речного порта по Оке к Волге и возвращением в Северный речной порт. Плюс самые распространенные программы – двухдневные Москва – село Константиново, четырехдневные – Москва – Касимов.

«Мы надеемся, что в сочетании с новым гидроузлом в наступающем сезоне сработает еще и погодный фактор – будет много снега и, соответственно, воды». Ока – одна из немногих живых, настоящих, рек, без водохранилищ. У нее живописные берега, причем их хорошо видно, бывают такие узкие места, что можно в каюте слушать пение птиц», – рассказала Светлана Гончарова. А по берегам древние русские города – Коломна, Рязань, Муром, Касимов. На 2021 год в «Мостурфлоте» запланировано около 30 круизных программ по Оке на теплоходах «Александр Грин» и «Сергей Образцов».

По словам Андрея Михайловского, навигация-2021 пока вселяет надежду. «В январе мы увидели гораздо больший интерес к круизам, чем в ноябре-декабре прошлого года. Тогда были только звонки, вопросы, подсчеты, сейчас можно говорить о реальных бронированиях. Активизировались и сами туристы, и агентства, которые ищут точки развития», – пояснил он.

Наследие пандемического года – закрытие границ – привело к серьезному перераспределению спроса. Те, кто раньше ездил в зарубежные круизы, переориентируется на Россию. А отсутствие въездного потока позволило предложить на внутреннем рынке многие качественные теплоходы, которые раньше работали с иностранными туристами. «Как следствие, на рынке произошел резкий скачок интересных программ и предложений. Это хороший стимул к работе», – сказал г-н Михайловский.

Светлана Ставцева, RATA-news