Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Как консолидировались противники электронной путевки во власти и в бизнесе

07:45, 20 ноября 2020

Вчера комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи провел круглый стол по проекту федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок)» перед вынесением его на второе чтение.

Напомним, что законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает введение обязательного и платного использования единой информационной системы «Электронная путевка», в качестве потенциального оператора которой позиционирует себя компания «Национальные туристические технологии». Поправки ко второму чтению, внесенные депутатами Сергеем Боярским и Михаилом Дегтяревым, предусматривают создание альтернативного «Турпомощи» гарантийного фонда, который складывается из взносов, уплачиваемых с каждого реализованного тура, а также возможность инвестировать полученные средства в объекты туристической инфраструктуры.

По поводу законопроекта уже сломано немало копий. Поэтому, открывая круглый стол, председатель комитета Госдумы Борис Пайкин заявил о необходимости еще раз выслушать все стороны, включая федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, турбизнес и его объединения, авторов законопроекта. А также представителей компании «Национальные туристические технологии», которые, правда, в последний момент от участия в заседании отказались. Авторы законопроекта в лице депутатов Валерия Газзаева и Дмитрия Сазонова согласились, что выслушать еще раз стороны полезно, но законопроект надо принимать.

Заместитель председателя комитета Госдумы Сергей Кривоносов в своем выступлении призвал к взвешенности решений в очень непростое для турбизнеса время. С ним согласна руководитель Ростуризма Зарина Догузова, которая обратила внимание на то, что разработка системы «Электронная путевка» в свое время начинало ведомство, которое она сейчас возглавляет. Работа выполнялась по государственным контрактам, результат трудно признать удовлетворительным. Тем не менее, ведомство должно запустить проект, начатый предшественниками, и сделать использование электронной путевки для турбизнеса бесплатным. Соответственно эти расходы не будут переложены на потребителя и не приведут к удорожанию турпродукта.

Как заявила Зарина Догузова, Ростуризм разрабатывает комплекс мер для обеспечения финансовой прозрачности туристического рынка и безопасности путешествий. Он включает и использование электронной путевки, и упорядочение отношений в чартерном сегменте рынка, и повышение эффективности работы «Турпомощи», и разработку нового закона о туризме.

Отметим кстати, что позицию Ростуризма на стадии подготовки соответствующих поправок к законопроекту со стороны правительства РФ поддержали Минэкономразвития, Минюст и Роспотребнадзор.

Необходимость комплексного подхода к решению проблемы поддержал руководитель комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Юрий Барзыкин. Он также отметил, что поправки, предполагающие создание нового гарантийного фонда, меняют первоначальную концепцию закона и неприемлемы с точки зрения последствий для рынка.

Представители туроператоров и отраслевых объединений в абсолютном большинстве поддержали мнение Ростуризма. Они вновь отметили несвоевременность увеличения финансовой нагрузки на турбизнес и туристов в условиях беспрецедентного кризиса, а также необходимость контроля за оборотом электронной путевки самого государства. По мнению президента РСТ Андрея Игнатьева, это особенно важно с точки зрения защиты персональных данных и сохранения коммерческой тайны. Поскольку информация о клиентской базе, объемах, структуре продаж представляет несомненный интерес для конкурентов, ее надлежит хранить только под строгим государственном контролем.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе обратила внимание на то, что законопроект не учитывает специфики видов туризма. Например, у принимающего российского туроператора нет с иностранным туристом договорных отношений, а значит они не могут быть зафиксированы в электронной путевке.

По мнению заместителя генерального директора компании «TUI Россия» Александра Сирченко, без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу вводить электронную путевку нельзя. Потребуются дополнительные финансовые затраты и человеческие ресурсы на интеграцию информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое. А это тем более неприемлемо в условиях пандемии.

Заместитель генерального директора компании Coral Travel Денис Павлов чрезмерным считает исключение туроператора из реестра за невнесение сведений о туре в систему электронной путевки. В работе может иметь место техническая ошибка или исправимое нарушение, это необходимо предусмотреть, но в любом случае надо применять соразмерную проступку ответственность.

По мнению главы комиссии по туриндустрии РСПП Сергея Шпилько, роль электронной путевки в обеспечении финансовой устойчивости и прозрачности выездного туризма не стоит переоценивать. Введение ее само по себе не решает ничего. На онлайн-агрегаторов, к которым сейчас переходит рынок, она не распространяется. Равно как и на нелегальную туроператорскую деятельность, которой сейчас не занимается только ленивый от турагентств до блогеров.

«Для стабилизации выездного рынка надо лучше отрегулировать чартерный сегмент, работу онлайн-продаж. Обязательно ввести государственное страхование российских граждан, выезжающих за рубеж, на случай угрозы их жизни и здоровья в результате эпидемий, природных катастроф, обострения политической обстановки и других чрезвычайных ситуаций, – уверен г-н Шпилько. – Не случайно, столкнувшись с проблемой эвакуации российских граждан из-за рубежа в условиях начавшейся пандемии, МИД России тут же поставил вопрос о необходимости специального источника финансирования такого рода операций».

В сфере внутреннего туризма эти проблемы не столь актуальны, поскольку, начиная с 1991 года, в этом сегменте не зафиксировано ни одного сколь-нибудь крупного потребительского конфликта с участием туроператоров, отметил Сергей Шпилько.

«И еще один момент. Валентина Ивановна Матвиенко 18 ноября на заседании в Совете Федерации начала кампанию за введение туристического сбора во всех регионах. Так платная электронная путевка – это тот же сбор, только в коммерческий карман. Нам что, теперь два сбора платить?», – возмутился он.

Представителей турбизнеса поддержал член координационного совета «Деловой России», владелец сети Азимут Александр Клячин. Он отметил, что увеличение финансовой нагрузки сейчас несвоевременно ни для гостиничного хозяйства, ни для турбизнеса.

Конечно, такое единодушие представителей индустрии туризма и гостеприимства не исключает дальнейших попыток продавить вариант платной электронной путевки, но консолидирует ряды ее оппонентов в коридорах власти и деловых кругах. А кроме того, похоже, что эта история действительно придаст импульс поиску более эффективных механизмов регулирования туристической деятельности.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно