Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Что мешает туроператорам по внутреннему туризму работать с «Электронной путевкой»
Главные новости

Что мешает туроператорам по внутреннему туризму работать с «Электронной путевкой»

08:27, 23 апреля 2024

С 1 сентября 2024 года данные в систему «Электронная путевка» должны начать передавать туроператоры по внутреннему туризму. Большинству из них придется это делать в ручном режиме, что может стать серьезной нагрузкой. В Российском союзе туриндустрии полагают, что пришло время протестировать, как система будет работать с внутренним турпродуктом, а также более четко определить объем передаваемых сведений. Об этом шла речь на стратегической сессии РСТ «Цифровизация туризма».

По словам президента РСТ Ильи Уманского, особенность ситуации в том, что компании по внутреннему туризму, особенно в регионах, – это в основном мелкий бизнес. И в отличие от операторов, работающих в выездном туризме, они менее технологичны и будут вынуждены заносить сведения в систему вручную.

«К нам поступает много вопросов на эту тему. Компании опасаются, что это может привести к непрогнозируемому росту нагрузки на них», – заметил он.

При этом не совсем понятно, зачем вообще ЭП во внутреннем туризме: в выездной сфере через эту систему ведется контроль за объемом продаж туроператоров и отчислением ими средств в фонд персональной ответственности «Турпомощи». У работающих на внутреннем рынке нет фондов персональной ответственности, так как риски несопоставимы с существующими в выездном туризме. С другой стороны, если рассматривать систему ЭП как механизм сбора статистических данных для управления, то организованный туризм в общем объеме внутреннего туризма, по словам Ильи Уманского, слишком мал – даже не проценты, а доли процентов. Эти данные не годятся для управления.

Но главный вопрос в том, что вообще следует считать турпродуктом во внутреннем туризме и какие данные заносить в систему.

«Вопрос лежит не столько в технической, сколько в законодательной плоскости. В отличие от выезда за рубеж, по России туристы чаще всего добираются до места отдыха самостоятельно. Там их могут встретить на автобусе и в случае экскурсионного тура возить по региону с остановками в разных объектах размещения. При этом, согласно разъяснениям, которые недавно были выпущены Минэкономразвития, это не считается перевозкой в составе турпродукта, потому что турпродукт это перевозка от места жительства туриста к месту его отдыха плюс размещение.

Именно на основании того, что в данном случае признаков турпродукта не выявлено, таким туроператорам в прошлом году Минэкономразвития отказало в предоставлении льгот по обнулению НДС.

«Соответственно нам надо уточнить, что является турпродуктом во внутреннем туризме и надо ли его заносить в «Электронную путевку». Бизнес волнуется, ведь цена ошибки очень велика. За нарушения в работе с системой туроператор несет ответственность вплоть до исключения из реестра», – сказал Илья Уманский.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти эксплуатанта ЭП «Национальные туристические технологии» Давид Луарсабов заявил о готовности тестировать возможности системы в этой сфере.

«Изначально система рассматривалась как учет договоров и предполагала занесение большого объема данных. За последнее время их число сильно сокращено. Убраны все требования, которые не нужны для учета и анализа. Сейчас крупные туроператоры загружают данные автоматически, просто нажав на кнопку. Сбои бывают, но это скорее исключение, система работает. Мы понимаем специфику компаний во внутреннем туризме, заносить данные вручную долго и неудобно, поэтому сейчас готовится решение, которое облегчит им работу с системой. Это небольшие надстройки в виде Excel. Мы готовы встречаться и обсуждать детали изменений», – сказал он.

Необходимость системы электронной путевки и на рынке внутреннего туризма эксперт сомнению не подвергает: «Регулятору нужны данные по туризму, более оперативные, чем то, что предоставляет Росстат раз в квартал. К тому же внутренний рынок сильно неупорядочен и контроль здесь необходим», – сказал Луарсабов.

Для туроператоров по выездному туризму ответственность за невнесение или неверное внесение данных в систему «Электронная путевка» наступила с 15 ноября 2023 года. С этого момента в систему внесены данные о более чем 500 тысячах проданных турах за рубеж. Для туроператоров по внутреннему ответственность наступит 1 сентября 2024 года.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно