Представленный Ростуризмом вариант отраслевого закона требует доработки
Ростуризм на прошлой неделе провел презентацию законопроекта «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации», в котором приняли участие представители федеральных ведомств, региональных администраций, общественных объединений. Как рассказал RATA-news начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко, это первое слушание в столь широком составе и с учетом замечаний, внесенных после представления законопроекта в конце декабря 2021 года.
«Это точно не последняя версия законопроекта, к ней есть немало вопросов и не только со стороны РСТ. Мнение участников обсуждения единодушно – законопроект требует дальнейшей доработки. Мы уже отправили в Ростуризм свои замечания, ждем ответных действий регулятора», – сказал эксперт. Ожидается, что проект будет представлен в правительство в сентябре, так что время для изменений пока есть.
Напомним, проект федерального закона «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации», разработанный Ростуризмом появился 29 декабря 2021 года на официальном сайте нормативных и правовых актов. Документ предполагает немало новшеств в действующие правила работы на туристическом рынке – от пересмотра и расширения понятийного аппарата до реформирования всей системы финансового обеспечения.
В нынешней редакции законопроекта есть изменения – положительные и не только. Так, по словам Николая Литаренко, единый государственный фонд, который вводится вместо фингарантий туроператоров, а также фондов персональной ответственности при «Турпомощи», и в новой редакции остается общим, несегрегированным, то есть для всех туроператоров. В РСТ это считают не вполне оправданным решением. Согласно документу, оказание экстренной помощи туристам, их эвакуация из-за рубежа предполагается за счет взносов туроператоров не только выездного, но и внутреннего и въездного туризма. «Таким образом, туристы и туроператоры в сферах внутреннего и въездного туризма почему-то должны будут финансировать расходы на эвакуацию туристов из-за рубежа», – говорит г-н Литаренко.
При этом все коммерческие туристические предприятия должны будут отчислять в новый фонд взнос с каждой продажи, а некоммерческие организации, ГУП – нет. Такие требования к участию в системе гарантирования прав туристов в РСТ считают несправедливыми, нарушающими паритет.
С другой стороны, для всех новых туроператоров, которые выходят на рынок въездного, внутреннего туризма и также начинают участвовать в государственном фонде, обязательным остается страхование ответственности. Его размер снижен до 5 млн рублей, хотя в «декабрьской» версии проекта речь шла о 25 млн. С инициативой снизить планку выступил, в частности, РСТ, она была принята.
Есть, однако, изменения, которые вызывают немало вопросов. Так, по словам Николая Литаренко, неожиданной корректировке вдруг подверглось само определение туризма. Если в первоначальной версии оно звучало как «временный выезд с места постоянного проживания» – так и было с момента принятия действующего закона в 1996 году, то в нынешней редакции превратилось во «временное передвижение». «Трудно судить, как это изменение может сказаться в дальнейшем, но непонятна логика такого решения и настораживает сам факт изменения», – говорит г-н Литаренко.
В новом варианте осталось и расширенное толкование турпродукта. Напомним, если раньше им признавался комплекс услуг, включающий перевозку и размещение, то теперь тур – это любой набор услуг, если в его составе есть проживание в гостинице. То есть даже небольшим агентствам, которые предлагают трансферы и экскурсии в сочетании с проживанием в гостинице, придется вступать в реестр туроператоров. При этом гостиницы, оказывающие услуги трансфера или экскурсий, туроператорами быть не обязаны. «Мы обратили внимание Ростуризма на это противоречие в своих замечаниях по проекту», – заметил Николай Литаренко.
В предложенном законопроекте профессиональные объединения турагентств названы необязательными. При этом обязательным условием работы для агентств остается членство не только в реестре, который вступает в силу с 1 января 2023 года, но и в профессиональных объединениях. То есть формально агентство может не участвовать в этих объединениях, но тогда оно не имеет права брать в том или ином виде деньги туристов, аккумулировать их у себя, а должно сразу направлять их туроператору. Правда, как это сделать на практике, по словам Николая Литаренко, пока еще никто не знает.
Все непросто и с профессиональными объединениями турагентов. Мало того, что каждое из них должно иметь свой гарантийный фонд на случай неисполнения обязательств перед туристами, закон предусматривает создание еще дополнительного общенационального объединения агентов. Учитывая, что пока нет ясности, как будет работать реестр агентов, к этой будущей надстройке возникает много вопросов относительно администрирования, штата, полномочий и т.д.
Наконец, по словам Николая Литаренко, в законопроекте по-прежнему не предложена эффективная система надзора за отраслью. «В частности, статья 14.51 пункт 1, где идет речь о незаконной деятельности туроператоров, никогда не работала и не работает. По крайней мере, нам неизвестны случаи, когда кто-то из нелегально работающих туроператоров привлекался к административной ответственности по этой статье. А вот легально работающие операторы испытывают серьезную административную нагрузку. Нужно принципиально решать этот вопрос. Согласно закону, контроль осуществляет Ростуризм, но всем понятно, что с его штатом это просто невозможно. Если всё останется в прежнем виде, то после принятия нового закона мы еще лет 10-15 будем иметь дело с безнадзорной деятельностью отдельных компаний», – заметил начальник правового отдела РСТ.
Эксперты также полагают, что необходимо законодательное усиление регионального контроля за гостевыми домами. Законопроект о туризме предусматривает такое понятие как «гостевой дом» в качестве средства размещения. В нем установлено, что к ним относятся жилые дома или части таких домов, в котором комнаты и помещения вспомогательного характера используются для сдачи приезжающим с туристическими целями.
«Мы сейчас стараемся обелить рынок такого размещения, у него тоже должно быть регулирование, – говорит Николай Литаренко. – А для этого надо на федеральном уровне определить, что такое гостевой дом, сколько комнат в нем может быть для размещения туристов. По оценкам специалистов, в гостевом доме может быть максимум 15-20 номеров, но не 50, как сейчас иногда получается. Такой дом должен иметь свой регистрационный номер, чтобы его могли контролировать Роспотребнадзор, пожарная охрана, региональные органы власти».
Светлана Ставцева, RATA-news