Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Рассмотрение в правительстве законопроекта о туризме может быть перенесено на второе полугодие

07:01, 10 января 2022

Разработанный Ростуризмом проект нового отраслевого закона должен быть внесен в Госдуму до марта 2022 года. Между тем, документ предусматривает системное реформирование индустрии туризма и вводит ряд принципиально новых положений, которые требуют более длительного обсуждения. В связи с этим эксперты считают, что срок его внесения в правительство может быть перенесен на второе полугодие 2022 года.

29 декабря 2021 года на официальном сайте нормативных и правовых актов появился проект федерального закона «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации», разработанный Ростуризмом. Документ предполагает немало новшеств в действующие правила работы на туристическом рынке – от пересмотра и расширения понятийного аппарата до реформирования всей системы финансового обеспечения.

Именно перестройку системы финобеспечения глава Ростуризма Зарина Догузова называет ключевой задачей нового закона. По ее словам, действующая сейчас система не отвечает современным реалиям рынка и не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию.

Поэтому вместо персональной ответственности туроператоров в виде договоров страхования или банковских гарантий для всех туроператоров, а также фондов персональной ответственности при «Турпомощи» для выездных туроператоров, в новом законе предусмотрен один государственный фонд. Из него туристы будут получать денежную компенсацию в случае невозможности совершить поездку по вине туроператора или на эти средства туристов будут эвакуировать с места отдыха в случае форс-мажора.

Этот коллективный фонд будет формироваться за счет взносов всех туроператоров и рассчитываться исходя из количества туристов, отправленных компанией на отдых в отчетный период. За каждого туриста, отправляющегося за рубеж, туроператор будет вносить плату в размере 250 рублей, за туриста по России – по 125 рублей. Фингарантии как институт исчезают.

Суммы отчислений туроператоров пока условные, их точный размер определит постановление правительства. Фонд будет управляться некоммерческой организацией при Ростуризме, возглавит его также представитель этого ведомства. Отчисления будут храниться на счетах фонда в федеральном казначействе.

Накопленные туроператорами средства из резервного фонда «Турпомощи» автоматически перейдут на счета нового коллективного фонда. Что касается фондов персональной ответственности, то ими туроператоры могут распорядиться по собственному усмотрению: или перечислить деньги все во вновь созданный фонд, или забрать и пополнить новый фонд в необходимом объеме, а остальное оставить себе. Аналогичная система финобеспечения уже реализуется в России, в частности, в сфере страхования вкладов в банках, а также участия граждан в долевом строительстве. В сфере туризма похожая система ATOL представлена в Великобритании, есть аналоги в Германии, странах СНГ.

В качестве альтернативы отчислениям в новый коллективный фонд туроператоры смогут использовать для расчетов по договорам о реализации турпродукта эскроу-счета. Все деньги, уплаченные клиентом за тур, должны поступить сначала на эскроу-счет туроператора в банке и лишь затем, но не позднее трех рабочих дней с момента возвращения туриста из поездки, переведены банком на счет туроператора. Уполномоченные банки будут определены правительством.

Также закон предполагает создание информационной системы для контроля за всеми действующими договорами – некий вариант маркировки туров, который обеспечит прозрачность и гарантирует возврат средств. «Электронная путевка» такой функцией не обладает по определению, поэтому ее надо или кардинально перерабатывать, или создавать новую систему.

Есть в законопроекте ряд других не менее масштабных базовых предложений. Например, документ по-новому трактует понятие турпродукта. По действующему закону это единый комплекс услуг по перевозке и размещению, что дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором. В новом законе сформулировано, что турпродукт – это проживание плюс любая другая туруслуга, и не обязательно только транспорт.

Как полагает глава юридического агентства «Персона Грата», председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов, такая трактовка влечет за собой – по цепочке – изменение всей архитектуры рынка, включение в орбиту государственного регулирования огромного количества компаний, которые занимались реализацией многодневных экскурсий, прежде всего, во внутреннем туризме.

«Впервые в закон вводятся также понятия «экскурсия» и «экскурсионная деятельность». К тому же теперь под определение размещения попадают не только отели и санатории, но и кемпинги, гостевые дома, круизные суда, а также туристический железнодорожный транспорт. Речь не только о многократном увеличении числа участников туристического рынка. Логично предположить, что изменение понятия турпродукта приведет к изменению и правил его реализации», – полагает г-н Мохов.

Серьезные изменения ждут агентский рынок. Законопроект предусматривает, что все турагенты и субагенты должны входить в единый государственный реестр, куда можно будет попасть только по представлению туроператора, то есть, имея с ним договор. Они также обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций (СРО) турагентов. Каждая такая СРО будет иметь свои компенсационные фонды, деньги из которых смогут быть направлены на выплаты возмещений туристам в случае ухода турагента с рынка.

У Георгия Мохова идея создания саморегулируемых организаций на агентском рынке вызывает много вопросов. «Институт СРО подходит отраслям, которые уже отрегулированы государством, имеют длительную историю внедрения стандартов и правил. Их создание оправдано среди аудиторских, страховых компаний, прошедших «горнило» Центробанка. Не думаю, что СРО – хорошая идея для турагентств, которые с 2007 года, после отмены лицензирования, работают на практически нерегулируемом рынке с огромной ротацией участников и минимальным набором требований», – говорит эксперт.

Подготовленный новый закон о туризме – не инициатива общественных организаций, а плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В их числе есть и новый закон «О туризме и туристской деятельности в РФ». Ростуризм должен был представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, а в Госдуму – не позднее марта 2022 года.

Сейчас законопроект направлен Ростуризмом на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в Центральный банк, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ и отраслевые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После этой стадии общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия он должен поступить на рассмотрение в профильный комитет Госдумы. Гипотетически он может быть рассмотрен в Госдуме в марте 2022 года, однако, по имеющимся данным, сроки его внесения в правительство могут быть перенесены на второе полугодие 2022 года.

Георгий Мохов также полагает, что успеть до марта, то есть всего за полтора-два месяца, будет крайне трудно. «Несмотря на то, что это плановый документ, напрямую связанный с национальным проектом, он встретит на своем пути немало сложностей. Дело в том, что он не просто подправляет или дополняет старые положения, а решительно переписывает их, вводит новые нормы регулирования отрасли. И пока мы имеем лишь некую юридическую модель, которая еще не готова к рассмотрению в Госдуме. Этой версии предстоит пройти серьезное и длительное, с учетом масштабных изменений, согласование во всех смежных ведомствах. Быстро это произойти не может», – пояснил эксперт.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно