В Госдуме вновь обсуждают регулирование гостевых домов
Комитет Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры провел круглый стол, на котором рассматривались поправки ко второму чтению законопроекта о регулировании гостевых домов. Свои предложения представили Минэкономразвития, Российский союз туриндустрии, администрации Краснодарского края, Дагестана, Крыма, Севастополя.
Законопроект «О проведении эксперимента по установлению правового статуса и основ правового регулирования деятельности гостевых домов» принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года. Предполагалось, что до конца года пройдет и второе чтение, но подготовка поправок затянулась.
Первый вариант законопроекта предусматривал проведение эксперимента с 1 апреля 2024 года до 31 декабря 2026 года на территории Краснодарского края, Крыма и Севастополя. Все гостевые дома должны будут войти в специальный реестр – единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, который ведет Минэкономразвития – и получить уникальный номер. Реклама гостевого дома без указания регистрового номера будет запрещена.
Для попадания в такой реестр гостевой дом должен отвечать нескольким условиям: владелец обязан зарегистрироваться в нем по месту жительства либо может быть зарегистрирован в другом жилье, если оно находится на том же участке.
Согласно поправкам Минэкономразвития, список участников эксперимента будет расширен до семи регионов, добавив туда Республику Алтай, Алтайский край, Дагестан и Калининградскую область.
По словам замглавы Минэкономразвития Дмитрия Вахрукова, эти поправки были согласованы федеральными ведомствами и в министерстве надеются, что они будут внесены в правительство «уже сегодня». Кроме того, министерство предложило поправку относительно разделения регионального и государственного контроля за деятельностью гостевых домов.
«Если мы устанавливаем обязательные требования, то нам, безусловно, нужно дать регионам возможность контролировать их соблюдение», – уточнил Вахруков.
Как сказал руководитель правовой службы РСТ Николай Литаренко, в первом варианте законопроекта уже были учтены многие предложения союза. Согласно им, число номеров в гостевом доме не должно превышать 15, а его общая площадь – 1000 кв. м. РСТ настаивал также на необходимости ведения реестра такого вида размещения.
«Ко второму чтению мы предлагаем разделить услуги гостевых домов и гостиниц, то есть регулировать не оказание гостиничных услуг в гостевых домах, а ввести новый вид услуги. Во-первых, это будет соответствовать жилищному кодексу. Мы не будем вводить в заблуждение потребителя, потому что услуги в гостинице более вариативны и квалифицированны. Гостевой дом – это, как правило, семейный бизнес. И если мы ограничиваем номерной фонд 15 комнатами, то не стоит ожидать, что там появится большой бассейн или спа-центр», – сказал он.
В то же время замглавы комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко считает, что такое разграничение не нужно. «Минэкономразвития установит перечень урезанных услуг для гостевых домов. Но это те же услуги, что и в гостиницах», – пояснила она.
Кроме того, в РСТ предлагают регулировать гостевые дома, которые находятся в собственности не только физических, но и юридических лиц.
«Мы предлагаем включить в эксперимент Калининградскую область. К нам с такой просьбой обратился местный бизнес. Считаем также нужным поддержать запрет на рекламу и реализацию услуг в гостевых домах без указания уникального номера в реестре. В случае нарушения – предусмотреть штраф. Кроме того, предусмотреть регистрационный и миграционный учет в гостевых домах», – сказал Николай Литаренко.
По словам Натальи Костенко, легализация гостевых домов, которые после внесения поправок в жилищный кодекс о запрете оказания гостиничных услуг в жилом фонде в 2019 году оказались в серой зоне, проводится в интересах их владельцев, потребителей и государства: «После легализации гостевые дома смогут рассчитывать на различного рода субсидии, предоставляемые турбизнесу государством. Например, Минэкономразвития оказывает поддержку официальным средствам размещения в Крыму и Севастополе, а гостевые дома, которых там огромное количество, ее лишены. Потребители, в свою очередь, будут больше защищены, а местные власти смогут пополнить бюджет за счет курортного сбора».
«Гостевые дома – весомая доля инфраструктуры внутреннего туризма, к тому же самая бюджетная ее часть. Средняя стоимость размещения в гостевом доме – 2-4 тыс. рублей, конкретно в Крыму от 500 рублей, а в гостинице – 5-8 тысяч рублей», – сказала Наталья Костенко.
В Краснодарском крае сейчас 10700 средств размещения, из них 70% - гостевые дома. В Дагестане – более 500. В Крыму, по словам министра курортов и туризма республики Вадима Волченко, порядка 9 тыс. Их легализация может увеличить номерной фонд республики на 140 тыс. мест.
«Инициатива законопроекта Крымом поддерживается. Предлагаем также некоторые поправки. Так, участие в эксперименте должно быть предусмотрено для гостевых домов, права на которые зарегистрированы до вступления законопроекта в силу. Дальнейшее строительство гостевых домов должно быть зарегулировано в рамках действующих градостроительных норм. Обсуждается вопрос, должен ли быть владелец зарегистрированным по месту расположения гостевого дома, на территории Крыма, чтобы налоги оставались в бюджете региона. Много споров по количеству номеров и метражу - считаем, что разработку таких норм можно отдать регионам", - сказал Волченко, выступая на круглом столе.
Светлана Ставцева