Интурмаркет с 1 октября

Сельский туризм – это общественная дипломатия

Ежегодный прирост сельского туризма в мире составляет 10%. Эту цифру сообщил председатель Ассоциации развития агротуризма Тарас Астахов на научной конференции «Сельский туризм как современный фактор реализации общественной дипломатии», проходившей в рамках туристической выставки MITF-2009 в Москве. Тарас Астахов привел некоторые факты зарубежной статистики развития агротуризма. Так, во Франции расположены 35 тыс. ферм с мини-отелями и постоялыми дворами, в Англии есть фермы с отелями на 120 тыс. мест, в Германии – 20 тыс. мест с гостиницами. В 2006 году на Апеннинском полуострове на сельскохозяйственных фермах отдохнуло более 12 млн. чел. Валовой оборот агротуризма Италии составил более $400 млн. В том же году в Западной Европе аграрный туризм предпочли курортам более 40 млн. горожан.

«В Западной Европе сельский туризм начинался в 60-х и 70-х годах прошлого века не от хорошей жизни, – полагает член Международной общественной туристской академии Владимир Новиков. – Нужно было сохранить сельское население, сберечь ремесла». Сейчас в Европе примерно 500 тыс. хозяйств, которые участвуют в агротуризме. Сельский туризм позволяет развивать инфраструктуру, восстанавливать заброшенные здания. «В России также есть много интересного для развития агротуризма», – уверен Владимир Новиков. Он считает, что для развития туризма в сельской местности нужно, прежде всего, законодательно закрепить правовой статус сельского туризма, обеспечить участие региональных и муниципальных органов в туризме, разработать концепцию развития сельского туризма в РФ и скоординировать ее с государственными планами развития агропромышленного комплекса. «Государственная поддержка этого направления – фактор общественной дипломатии, – сказал г-н Новиков. – Надо научить туристов уважать то место, куда они приехали».

Ассоциация развития агротуризма предложила свое определение понятия агротуризм: «Агротуризм – это вид деятельности, организуемый в сельской местности, предполагающий формирование и предоставление приезжим гостям комплексных услуг по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, рыбалки и охоты, приобретению знаний и навыков, а также возможности занятий активными видами туризма». Сейчас в России объекты агротуризма развиваются по трем моделям. Первая – это туристические агрофермы, построенные по европейским аналогам, вторая – объекты, построенные на базе существующих фермерских хозяйств, третья – создание крупных агро-туристических комплексов. Тарас Астахов перечислил основные проблемы агротуризма в России: отсутствие нормативной базы, бедность, пассивность и экономическая неграмотность сельского населения, недостаток культурного уровня, утрата традиций и ремесленных навыков, мало возможностей для обучения людей ремеслам, развитию собственного бизнеса (например, в сфере обслуживания посетителей), недостаточная вовлеченность всех заинтересованных сторон в процесс развития агротуризма, отсутствие программы господдержки агротуризма, отсутствие единой информационной базы и площадки для обмена опытом.

Г-н Астахов сообщил, что Ассоциация развития агротуризма разработала классификацию мест размещения и единые правила формирования туров по агротуризму. В основу классификации мест размещения положены следующие моменты: наличие мест размещения и сельхозпроизводства, возможность организации питания, экскурсионное обслуживание, окружение (природа, памятники истории), возможность заниматься активными видами отдыха и спортом, дополнительные возможности. Единые правила формирования туров по агротуризму основаны на безопасности, санитарно-гигиенических условиях, транспортной доступности и грамотности обслуживающего персонала. (Ольга Чижкова, RATA-news)