Заповедники и нацпарки в прошлом году посетили 11 млн человек
Двадцать две особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые включены в проект «Дикая природа России», ежегодно посещают 2,5 млн человек. Всего же туристическая активность на заповедных территориях по сравнению с 2011 годом выросла на 50%. В прошлом году около 9 млн человек – россияне и иностранцы – посетили национальные парки, и еще 2 млн – заповедники. Об этом агентству РИА «Новости» сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии России Мурад Керимов.
По его словам, все больший интерес вызывают арктические острова – несмотря на их удаленность и труднодоступность. В 2017 году там побывало 937 туристов из 36 стран, в том числе более 450 человек из стран Евросоюза, более 200 – из Китая. Среди посетителей нацпарка в прошлом году были граждане Австралии, Новой Зеландии и даже один турист из ЮАР. Всего за прошедший сезон нацпарк «Русская Арктика» принял 1142 человека.
Как рассказал Мурад Керимов, сегодня в российскую систему особо охраняемых природных территорий федерального значения входит свыше 240 ООПТ, в ней работает больше 10 тысяч человек. На содержание федеральных ООПТ в год тратится примерно 6,5 млрд рублей. Это минимум, необходимый на содержание штата сотрудников и осуществление охранной и научной деятельности. Сами заповедники и национальные парки зарабатывают еще около миллиарда рублей на экологическом туризме – экскурсиях, реализации сувенирной продукции и так далее.
«Мы планируем существенно увеличить этот показатель, для чего нужно развивать инфраструктуру, разрабатывать новые турпродукты, привлекать частные инвестиции», – отметил г-н Керимов. Средства пойдут на создание экологических троп, смотровых площадок, наблюдательные пунктов, музеев, визит-центров, туристических стоянок и мест отдыха.
«В национальных парках допускается создание мест туризма и отдыха в границах отведенной рекреационной зоны, а в заповедниках для этих целей выделяются отдельные участки, – говорит Мурад Керимов. – Понятно, что в первую очередь бизнесу интересны территории с уже сформированным потоком туристов и прогнозируемой прибылью, поэтому первыми отобраны национальные парки Сочинский, Лосиный остров, Куршская коса, Прибайкальский, Русская Арктика, а также Кавказский и Байкало-Ленский заповедники».
Заместитель министра также сообщил, что в 2017 году были созданы нацпарки «Сенгилеевские горы» и «Ладожские шхеры», а также заповедники «Васюганский» и «Восток Финского залива». На рассмотрении в правительстве России находятся постановления о создании ещё пяти ООПТ федерального значения: заказников «Новосибирские острова», «Архипелаг Соловецкий», национальных парков «Кодар», «Ленские столбы» и «Хибины». В частности, по «Кодару» и «Хибинам» все вопросы уже урегулированы, проект постановления по этим нацпаркам находится на подписи у председателя правительства.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»