Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Российский гостиничный рынок ждет передел

06:42, 25 февраля 2021

Турбазы, базы отдыха и недорогие гостиницы впервые за несколько лет стали пользоваться спросом. Эти объекты, плохо востребованные в последние годы, сейчас активно продаются. Одновременно резко выросло число отелей, в том числе, качественных, собственники которых ищут покупателей.

По словам главы направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимость» Тимура Зайцева, спрос на гостиницы вырос в 2020 году на 20%. Больше всего – в Ставрополе (+59%), Воронеже (+53%), Омске (+50%), Ижевске (+35%), Уфе (+33%), Новосибирске (+25%) и Сочи (+23%). Средняя по стране цена на гостиницы поднялась по сравнению с 2019 годом на 6%. При этом количество предложений тоже увеличилось – на 8%.

Интерес не спадает и в 2021 году – в январе спрос на гостиницы был выше, чем год назад, на 28%, а цены поднялись на 16% к январю 2020 года. Средняя стоимость такой недвижимости сейчас – 54 979 рубля за кв. м. Однако есть предложения и гораздо более дешевые. Например, в Ростовской области можно купить турбазу площадью 300 кв. м всего за 4,2 млн рублей.

В 2020 году удалось продать практически все туристические объекты нижнего и среднего ценового диапазона, которые продавались последние два года рассказала «Российской газете» замдиректора Российского аукционного дома Ирина Ольшанникова. Общая сумма сделок компании по этим объектам оказалась в четыре раза выше, чем год назад. До пандемии и закрытия границ спроса на эти объекты не было вообще или же их приобретали исключительно для строительства коттеджных поселков. Сейчас они покупаются для использования по прямому назначению, и есть запросы от инвесторов на поиск таких объектов. Появились покупатели, которые приобретают турбазы для отдыха своих сотрудников.

Турбазы с устаревшими стандартами приема и размещения, с высокой степенью износа представляют, скорее, земельный актив, считает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. При этом старые турбазы имеют ряд преимуществ: хорошая транспортная доступность, инженерные коммуникации, у них есть своя история и "свои" клиенты, что сокращает расходы на маркетинг. На всплеске интереса к внутреннему туризму при тотальной нехватке качественной инфраструктуры реновированные турбазы, как и старые пионерлагеря, превращаются в загородные отели, которые затем успешно работают на рынке, отмечает г-жа Смирнова.

Популярность загородных домов, турбаз и отелей растет с прошлого года, подтвердил президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. По его словам, в Подмосковье, около Санкт-Петербурга, вокруг Казани, Екатеринбурга и других крупных городов загородная недвижимость пользуется огромным спросом. В период пандемии многие снимали загородные коттеджи, бронировали качественные загородные отели. Например, в Тверской области вокруг озера Селигер все было занято.

Решительные сдвиги происходят на одном из самых развитых гостиничных рынков страны – в Санкт-Петербурге. Недавно после смены собственника здесь закрылся Courtyard by Marriott St. Petersburg Vasilievskу 4*. Это первая крупная сделка по продаже гостиницы в Петербурге в 2021 году. В этом году рынок ожидает передел – эксперты говорят, что покупателей ищут владельцы еще 15 крупных отелей и нескольких десятков малых средств размещения.

Вице-президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин отмечает резкий рост числа отелей, собственники которых ищут покупателей на свои активы. «Если раньше к нам в базу приходило по два больших и три-четыре средних отеля, которые хотели продать, то сейчас я вижу не менее 15 больших отелей от 70-100 номеров, и два десятка малых отелей, которые выставлены на продажу», – сообщил он РБК.

По его данным, в Петербурге есть отели, которые закрылись весной, во время локдауна, и не открылись до сих пор. На них тоже ищут покупателей, но безуспешно. Пример такого законсервированного отеля – «Андерсен отель» 3* на 140 номеров. Многие объекты выставляются сейчас на продажу с 35-процентным дисконтом от обычной цены, но в реальности собственники готовы отдать их за 50% покупателю с живыми деньгами. Ситуация осложняется тем, что большинство этих объектов закредитованы – и у владельцев есть проблемы с обслуживанием кредитов.

При этом восстановления на гостиничном рынке Санкт-Петербурга эксперты ждут не раньше 2022-2023 годов. Это самый пострадавший с точки зрения туризма и гостиничной отрасли регион в РФ. В 2020 году, по данным городского комитета по развитию туризма, Петербург посетили 2,9 млн туристов, что в 3,6 раз меньше, чем в 2019 году.

По словам совладелицы управляющей компании HotelKit и облачной системы управления отелями Hotelinstinct Алены Еновой, сейчас «Авито» переполнен объявлениями о продаже небольших отелей. Отличие этого года в том, что их почти перестали покупать. «Если и покупают, то с супердисконтом, я это называю «продать по цене кроватей». На петербургском рынке появилось много иностранных инвесторов, которые прицениваются к отелям на 80-100 номеров, сейчас есть несколько закрытых сделок», – сказал она. Повторяется ситуация, которую была на рынке во время предыдущих кризисов. Большие игроки, у которых есть деньги, готовы скупать маленьких, но очень дешево, говорит эксперт.

«Через год рынок начнет возрождаться, и тогда окупаемость отелей составит не 10-12 лет как раньше, а всего 6-7 лет. Это уже похоже на выгодный бизнес. Поэтому будет происходить захват и передел рынка», – прогнозирует Алексей Мусакин.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно