Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Пегас Туристик» бросает вызов испанскому рынку

Объемы испанского рынка растут впечатляющими темпами. По оценкам туроператоров, в прошлом году они увеличились, как минимум, на 20%, а по итогам первых двух месяцев 2011 года – почти в два раза, чему, конечно, поспособствовали события в Египте и Тунисе. В летнем сезоне этого года можно ждать еще большего подъема, но, похоже, все-таки меньше, чем хотелось бы туроператорам.

«Рынок не вырастет в пять раз», – говорит заместитель генерального директора «Асент Трэвел» Евгений Судьбин. «Из российских городов заявлено 99 бортов в неделю на Барселону, по десять на Аликанте и Малагу и шесть на Ибицу, – поделилась подсчетами коммерческий директор компании «Время тур» Неля Огурцова. – Вряд ли рынок сможет это переварить. В прошлом году, например, на Ибицу еле заполнили один рейс. Впрочем, речь идет лишь о заявленных программах, и некоторые из них, насколько я знаю, уже снимаются».

Десятка основных игроков на испанском направлении не изменилась. По мнению большинства собеседников RATA-news, претендовать на место в ней определенно могут «Натали турс», TT-VKO, «Пегас Туристик», TEZ Tour, «Асент Трэвел», Coral Travel, «Время тур», «Ланта-тур вояж», «Интурист» и «Нева». Впервые на испанское направление вышел «Анекс Тур», который предлагает пакеты с вылетами в Барселону из Москвы и Ростова-на-Дону, но объемы пока скромные. Точно же оценить расклад сил на непрозрачном туристическом рынке непросто, туроператоры, как правило, не готовы даже приблизительно оценить свою долю. Рискнула лишь г-жа Огурцова, обозначив часть монооператора «Время тур» в 15-20%.

В целом же Испания – густонаселенный рынок, здесь успешно работают и ряд испанских операторов, имеющих свои представительства в России, и компании, специализирующиеся на индивидуальных турах. «Доля индивидуальных туров в Испанию всегда достаточно велика, в летний период она составляет примерно 20-30% от общего объема, зимой – больше», – пояснила директор по продажам и маркетингу компании «Мегаполюс турс» Виктория Кизимова. С этого сезона «Мегаполюс турс» отказался от работы с «пакетными» предложениями, предпочитая сосредоточиться на индивидуальных турах, которые, по словам г-жи Кизимовой, и раньше составляли у компании около половины продаж по Испании. Политика ухода от борьбы за объемы в пользу возможности заработать на более дорогом продукте, похоже, становится модной. Например, директор департамента Испании оператора «Ланта-тур вояж» Галина Челышкина объяснила: стратегия компании на испанском направлении в сезоне-2011 заключается в том, чтобы «сохранить объемы и улучшить качество обслуживания». «Ланта-тур вояж» собирается активно предлагать туристам такие новинки, как пакеты, совмещающие отдых с экскурсионными программами или отдых с круизом. Примерно в том же ключе мыслит и Неля Огурцова: «Мы, конечно, планируем сохранить свою долю, но хотим получить «качественного» туриста, готового тратить деньги и на сервис, и на экскурсии, чтобы заработать могла и принимающая сторона». Активно предлагать комбинированные туры собирается и «Асент Трэвел».

Игроки «второго эшелона» увеличение перевозки планируют осторожно. Галина Челышкина заявила об увеличении объемов на 30%. «Испания для нас приоритетное направление, но авантюрных шагов мы предпринимать не собираемся», – заявил Евгений Судьбин. «Асент» поставил ряд новых программ, в числе которых цепочки на Ибицу и Майорку, и усилил свои позиции на Барселоне. «В целом мы увеличили перевозку более чем в два раза, но речь, в нашем случае, идет о малых цифрах, незначительных с точки зрения рынка. Вот если в два раза увеличит перевозку «Натали» или «Пегас», это будет совсем другой расклад», – заметил г-н Судьбин. Г-жа Огурцова также подтвердила, что ее компания пока не планирует увеличивать перевозку: «Как показывает практика, более разумной оказывается схема, при которой мы заполняем свои борта, а потом, в случае необходимости, докупаем кресла у «массовиков». При переизбытке перевозки они обходятся нам даже дешевле, чем свои собственные».

Компания «Натали турс», по словам ее PR-менеджера Елены Соболевой, планирует увеличить количество кресел по сравнению с прошлым годом на 50%, в основном, за счет расширения региональных программ. Полеты в Барселону рейсами «Трансаэро» будут осуществляться из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Казани, Уфы, Тюмени, Нижнего Новгорода, а также из Перми, Челябинска и Калининграда (авиакомпании Spanair и Sky Express). К списку аэропортов прибытия (Барселона, Малага, Аликанте, Пальма де Майорка и Тенерифе) компания добавила Жирону. На 50% собирается увеличить объемы перевозки и TEZ Tez. PR-директор компании Марина Макаркова рассказала, что компания будет летать в Испанию из Екатеринбурга и Красноярска, Казани и Краснодара, Нижнего Новгорода и Новосибирска, Ростова-на-Дону и Самары, а также Нижнего Новгорода, Перми и Челябинска. Три последних направления – новые.

Исполнительный директор TT-VKO Наталья Головленкова сообщила о 80-процентом увеличении объемов по испанскому направлению. Помимо собственных чартерных программ, выполняемых авиакомпаниями «Трансаэро», «Колавиа» и «ВИМ-авиа», оператор значительно расширил свои блоки мест на регулярных рейсах «Аэрофлота», «Сибири» и Red Wings. Компания готова отправлять туристов в Испанию ежедневно.

Инициатором же увеличения перевозки «в разы» по сравнению с предыдущим сезоном стал «Пегас Туристик», вышедший на направление в прошлом году. Это вхождение г-н Судьбин назвал «триумфальным», а генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная охарактеризовала как «осторожное и прощупывающее». Положительно оценив «емкость там, и спрос здесь», «Пегас» решил в этом году бросить вызов лидеру – «Натали Турс». «В прошлом году мы летали только из пяти регионов на Барселону. В 2011-м программы на Барселону запланированы из 25 городов, на Майорку – из шести, из нескольких регионов – на Малагу и на Тенерифе. Всего будем работать на пяти направлениях, включая Аликанте», – сообщила г-жа Подгорная. По ее определению, «Пегас Туристик» намерен выступить на испанском рынке «очень мощно», а основные объемы планируемой перевозки (80%) придутся на регионы.

Сможет ли рынок «переварить» такие амбициозные планы? Операторы в оценках осторожны. «Говорить об избыточности перевозки пока не стоит, поскольку компенсация египетского направления требует значительного расширения», – считает Наталья Головленкова. «Недостатка «воздуха» точно не будет, а вот некоторый переизбыток вполне возможен», – комментирует Елена Соболева. «Заявленный всеми участниками рынка объем перевозки немного завышен, что может привести к демпингу», – осторожна Галина Челышкина. Наиболее пессимистична в прогнозах Неля Огурцова: «Демпинг по Испании уже идет. Кроме того, учитывая «проснувшиеся» английские и немецкие рынки, можно предположить, что под такое количество кресел просто не хватит коек. Проблем с отелями в стране нет, но у русских туристов популярны далеко не все из них». В том, что регионов на всех не хватит, уверен и Евгений Судьбин: «Выход «Пегаса» на испанский рынок в прошлом году оказался, против всех прогнозов, очень удачным. Но в регионах нет такого количества туристов, какое хотят получить «Натали» и «Пегас». От каких-то программ им придется отказаться».

Однако Анна Подгорная убеждена, что в России огромный потенциал неудовлетворенного туристического спроса, который можно привлечь, не отбирая долю у существующих игроков: «У нас привыкли оценивать потенциальный спрос по Москве, но Россия – это не только столица. Я уверена, что спрос надо искать в регионах. Рынок там – «непаханая целина». Доля россиян, выезжающих на летний отдых за рубеж, очень мала. Даже с учетом более низкого уровня доходов, количество тех, кто мог бы позволить себе ездить в Испанию, существенно меньше тех, кто реально ездит». Г-жа Подгорная уверена, что рынок «переварит» существенно увеличившиеся объемы перевозки: «Мы ожидаем, как минимум, 50-процентного роста рынка». Впрочем, согласна руководитель «Пегаса» и с тем, что может возникнуть нехватка полноценной «наземки»: «Хороший контрактинг и ассортимент станут существенным преимуществом оператора».

Екатерина Сирина, RATA-news