Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Действительно ли Дальний Восток – далеко и дорого?

03:45, 25 июня 2020

Для всей мировой экономики и туризма в частности сейчас складываются совершенно новые условия, к которым необходимо адаптироваться. Что менять в первую очередь? Действительно ли Россию ждет бум внутреннего туризма и готовы ли к нему регионы? Эти и другие темы подняла в своем выступлении на онлайн-площадке VI Тихоокеанского туристического форума заместитель генерального директора сочинского отеля Sport Inn Hotel&Wellnes, кандидат педагогических наук Ирина Булыгина.


Основное внимание эксперт уделила анализу возможностей и интересов потребителей турпродукта, которые тоже изменились за последнее время. Дальний Восток, Сибирь, Байкал сейчас активно продвигаются на российском рынке, здесь ждут туристов. Но вот заинтересованы ли в этом сами туристы, остается вопросом.

Готовясь к форуму, г-жа Булыгина провела онлайн-опрос, чтобы понять уровень интереса потребителей к путешествиям на Дальний Восток. «В нем приняли участие 570 человек. Я должна поблагодарить за помощь в организации опроса РСТ, эксперта Регионального совета РСТ Александра Елисеева и своих многочисленных коллег и друзей, которые помогли мне за короткий срок набрать столько ответов», – сказала она RATA-news.

Большинство респондентов наиболее активного и платежеспособного возраста – от 20 до 60 лет. Почти 71% – женщины, около 80% – люди с высшим образованием. Отвечали на анкету представители 54 регионов России, а также жители некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья.

Почти 40% участников опроса имеют месячный доход до 50 тыс. рублей, еще у 30% доход выше. То есть аудитория респондентов, по словам эксперта, вполне может себе позволить путешествие на Дальний Восток. Например, для жителя Краснодарского края 10-дневная поездка с размещением в хостеле и максимально экономичных транспортных затратах обойдется примерно 60 тыс. рублей. Размещение в эконом-отеле повышает стоимость тура на 10-15 тыс. рублей.

Тем не менее, почти 79% опрошенных никогда не были ни в одном из его регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Судя по анкетам, из опрошенных там побывал 121 человек, но из них только пятеро отдыхали по турпутевке, 22 человека путешествовали самостоятельно, остальные – или местные жители, или командированные.

При этом ДФО более 400 туроператоров. По данным Единого федерального реестра, лидируют Приморский (111), Камчатский (97) и Хабаровский край (80), остальные субъекты сильно отстают по этому показателю.

Ирина Булыгина уверена, что количество турфирм и их активность влияют на поток посетивших и желающих посетить тот или иной регион – это видно по таблице, составленной по ответам респондентов.


«Но вовсе не на сайтах туроператоров туристы получают информацию об интересующем их регионе, – говорит эксперт. – Чаще всего (43,8%) их источник – социальные сети, на втором месте (39,9%) – сайты интернет-бронирования, на третьем (38,7%) – видеоблогеры, на четвертом (33,2%) – рекомендации знакомых, затем следуют сайты ТИЦ». И только на шестом месте – турфирмы, а завершают рейтинг сайты Ростуризма и государственных структур, отвечающих за туризм в регионе.


Как рассказала Ирина Булыгина, она нашла одну из причин столь низкого интереса потенциальных туристов к сайтам турфирм: «Я просмотрела информацию о 15 туроператорах Приморского края в федеральном реестре. У семи из них сайты не открывались, у некоторых просто не были указаны, у кого-то – «в разработке». Часть турфирм давали информацию только для иностранных туристов. И только две компании разместили нормальные описания туров по Дальнему Востоку».

Зато с «народными» источниками информации, особенно с блогерами, все в полном порядке: они рассказывают и о плюсах, и о минусах, и о трудностях поездки, и очень убедительно.

Почему же все-таки так мало людей побывало на Дальнем Востоке? 42,3% респондентов убеждены, что туда слишком далеко и трудно добираться. 41,1% – что это дорогое удовольствие. Причем так считают и те, у кого средств, судя по зарплате, вполне достаточно. 14% – не имеют времени на поездку, 26,5% – не задумывались над этим вопросом, 11,3% – планируют посетить, почти 2% сослались на плохой климат. А 4,7% признались, что им не интересен этот регион. Как правило, это люди с довольно высоким уровнем доходов.

Итак, главные негативные ассоциации – далеко, дорого, климат. Тяжелее всего «бороться» с долгой дорогой, потому что для жителей большинства российских регионов путь на Дальний Восток действительно неблизкий. Значит, надо подумать, как можно эту дорогу скрасить и сделать менее утомительной. Например, позиционировать туры с экзотикой транспортного перемещения, разделить путь на этапы и в каждом из городов-остановок сделать интересную программу. А для этого необходим поиск совместных решений с транспортными компаниями и турфирмами того региона, где предстоит остановка, считает Ирина Булыгина.

«Сразу возникает ассоциация с поездом Москва – Пекин, он как раз использует этот принцип, – говорит эксперт. – Но это не по карману простым смертным. К тому же состав идет только из Москвы. А если на сайте РЖД искать билеты во Владивосток из других регионов, то предлагается пересадка, которая занимает от 4 до 10 часов, в разных городах – Кирове, Тюмени, Перми, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске. И вот тут-то и пригодилась бы помощь туроператоров. Они могут договориться с коллегами из этих городов и составить интересные программы для туристов, которые едут на Дальний Восток».

В этой связи, полагает г-жа Булыгина, надо менять принцип, когда туроператоры предлагают туристам самостоятельно добраться до места назначения, где они ему предложат свои услуги. Если уж турист доехал так далеко, то посетить краеведческий музей и другие достопримечательности он сможет и без турфирмы.

Помощь туроператора нужна на всех этапах путешествия. Надо больше обращать внимания на межрегиональные маршруты как по пути к Дальнему Востоку, так и внутри ДФО. Судя по опросу, 40% респондентов хотели бы посетить сразу несколько регионов, 32,9% – увидеть максимум территорий, 11% – совместить поездку с путешествием за границу.

И все-таки позитивных ассоциаций с Дальним Востоком у потенциальных туристов гораздо больше: на первом месте природа, на втором – конкретные местности, и здесь в лидерах Владивосток, Камчатка и Байкал. На третьем – морепродукты.


Есть упоминания о сооружениях, лидером среди которых выступает БАМ. Интересно, что о путешествии по БАМу мечтают туристы 50+, например, из Германии, потому что это была грандиозная стройка, о которой знали во всех странах социализма. Так что этот бренд стоит использовать для продвижения края.

В любом случае, современный турист – это уже продвинутый потребитель, который, прежде чем отправиться в путешествие, тщательно изучает всю информацию в интернете, просчитывает экономическую составляющую, не желая переплачивать за услуги. Поэтому все реже обращается в туристические компании.

«Если же клиент все-таки идет в турфирму, то пытается диктовать свои условия и хочет быть если не автором, то хотя бы соавтором маршрута, – говорит Ирина Булыгина. – Российскому турбизнесу придется перестраиваться, чтобы заинтересовать туристов внутренним турпродуктом, а для этого тщательно изучать запросы потребителя».

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно