Travelport с 25 октября

Россия способна возглавить международное движение по устойчивому туризму

Чтобы переносить туризм на устойчивые рельсы, формировать конкурентоспособность на международном рынке в индустрии путешествий, нужно начинать с самых маленьких территорий. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Стратегия устойчивого развития туризма гостеприимства: взгляд в будущее» в рамках первого международного студенческого туристического конгресса, который прошел в в онлайн-режиме в конце минувшей недели.

Основатель Sustainable Tourism Made Easy Анула Галевска отметила в своем выступлении, что несколько лет назад даже за рубежом приходилось убеждать компании, чтобы они включили в штат специалиста по устойчивому развитию. А сегодня каждая крупная организация на Западе имеет целые команды таких экспертов.

Генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет рассказала, что ее компания давно уделяет внимание критерию устойчивости. «В свое время совместно с WWF мы развивали проект по оценке открытости компаний в сфере экологии. Но устойчивое развитие – это не только экология, но и социальные проекты, подходы к корпоративному управлению. По этим критериям мы присваиваем ESG-рейтинги (Environmental, Social, Governance). Это сегодня модная аббревиатура. Мы анализируем много показателей, которые базируются на 17 целях устойчивого развития ООН, разработанные в 2015 году», – пояснила г-жа Розенцвет.

Однако, по ее оценке, до прошлого года в России к комплексу корпоративного управления ESG относились поверхностно. Есть стратегии на уровне компании или даже регионов, но комплексного подхода не было. «С другой стороны, клиенты начинают обращать внимание, как компании реализуют повестку устойчивого развития. К примеру, на Booking.com вы можете увидеть раздел с такими инициативами. Крупные сетевые гостиницы уже указывают в своем профиле, что они делают для природы, как они способствуют развитию местного сообщества. Я также просмотрела сайты различных туристических локаций в России, но только у курорта «Роза Хутор» нашла отчет по устойчивому развитию», – поделилась наблюдениями Алина Розенцвет.

Она убеждена, что каждой компании нужна стратегия устойчивого развития и некая форма отчета перед обществом. Это и есть процесс ESG-трансформации. Очень скоро без такой оценки компаниям будет сложно привлекать как инвесторов, так и молодое поколение, которое начинает относиться к этим вопросам очень серьезно», – говорит спикер.

По словам экспертов, недалек тот день, когда в России на уровне государства будет внедряться нефинансовая отчетность об устойчивом развитии, которая во многом определит позиции той или иной компании на рынке.

Глава Национального туристического офиса Германии в России Алла Беликова отметила, что эта страна сегодня – один из признанных лидеров глобального рынка и очень отрадно слышать, что трансформация происходит и в России. Тем более что Россия с ее возможностями вполне способна возглавить международное движение в сфере устойчивого туризма. «Мы очень хотим работать с регионами, с местными комитетами по туризму, с так называемыми DMO (destination management organization), которые только создаются и отмечены в «дорожной карте» Ростуризма. Уверена, что Россия обязательно переймет тот опыт, который мы приносим из Германии. Именно поэтому мы переводим и передаем партнерам практическое руководство «Устойчивое развитие в немецком внутреннем туризме. Требования. Рекомендации. Варианты реализации», – поделилась г-жа Беликова.

Директор по России германской правительственной организации GIZ Юлия Грищенкова подчеркнула, что для нашей страны устойчивое развитие – не дань моде, а реальная сфера, о которой думают как органы власти, так и компании. Она убеждена, что устойчивое развитие через туризм является одним из важнейших драйверов экономики.

«Наша организация является одним из основных партеров немецкого правительства в сфере развития устойчивого туризма и устойчивого развития в целом. За 2020 год мы реализовали в мире проекты в сфере УТ более чем на 30 млн евро. Но важно подходить к этой теме комплексно. Существует прекрасный опыт Германии, где специалисты как в экологии, так и в экономике идут рука об руку», – говорит г-жа Грищенкова. По ее мнению, важно учитывать законодательные рамки, вносить изменения для развития глобальных тенденций, обязательно привлекать муниципалитеты и самые мелкие единицы на местах.

«Опыт Германии очень важен с точки зрения отношения к своей малой родине. Буквально в каждом немецком поселке созданы турпакеты, которые предлагают как внутренним, так и международным туристам. В любом месте проживания можно найти интересную достопримечательность. Таким образом создаются дополнительные рабочие места и реклама территории. В этом и заключается устойчивость. Одновременно нужно думать и о нагрузке на природную среду. Комплексный подход также предполагает развитие человеческого потенциала, непрерывный процесс образования», – обозначила фронт работ Юлия Грищенкова.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news