Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Шерин Найкен: «Мы не разрешаем отелям вводить систему «все включено»

Генеральный директор Cовета по туризму Сейшел Шерин Найкен рассказала «Ведомостям», как архипелаг заслужил репутацию направления для богатых и знаменитых и только ли на такого клиента ориентируются курортные острова. Публикуем интервью в сокращенном варианте.

Въездной туризм за пару десятилетий превратил Сейшелы из просто россыпи островов с хорошим климатом и теплым океаном в рай на земле. Провозглашенные предыдущим президентом республики Джеймсом Аликсом Мишелем экономические реформы и курс на создание камерных и дорогих курортов, ориентированных на обеспеченную и взыскательную публику, преобразили жизнь в стране, получившей независимость от Великобритании лишь в 1976 г. На Сейшелах построили свои роскошные курорты Four Seasons, Hilton, Kempinski, Le Meridien, Raffles, и десятки тысяч богатых туристов, прилетающих на острова каждый год, сделали богатыми и просто хорошо обеспеченными многих из 93 000 жителей архипелага: ВВП Сейшел на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности – $26 300, ВВП России – $25 400 (данные CIA Factbook за 2015 г.).

 

- Весной прошлого года в интервью CNN вы описывали 2015-й как год «восстановления». Насколько хорошо он сложился для туриндустрии Сейшел и чего вы ожидаете от итогов 2016-го?

- 2015 год был отличный: бизнес вырос на 19%, и это наш исторический рекорд как по росту, так и по числу принятых гостей – 276 000 человек. В этом году по итогам восьми месяцев мы пока фиксируем рост 9%, но в целом по году планируем двузначный, поскольку два пиковых сезона у нас – это Пасха (март – апрель) и сентябрь – октябрь. Исторически это европейские каникулы, но теперь к ним добавляются китайские. Плюс немецкая авиакомпания Condor поставила второй рейс на Сейшелы. С 31 октября полеты на Сейшелы начала Turkish Airlines.

 

- Но каково максимальное количество человек, которые способны принять острова, чтобы и ваша уникальная природа не пострадала, и туристы и местные жители чувствовали себя комфортно?

- Чтобы оценить это, мы как раз сейчас проводим масштабное исследование. Одна из его целей – понять, сколько отелей, каких и где мы можем себе позволить и когда пора прекращать строительство. Я пришла в туризм из девелопмента и понимаю необходимость сохранения баланса между увеличением числа комнат и заботой об окружающей среде. Поэтому более 50% территории Сейшейльских островов является природоохранной зоной, где запрещено любое строительство. Мы хотим сохранить Сейшельские острова зелеными. Если мы разрушим природу, наша туриндустрия исчезнет.

 

- Сейшельские острова известны как курорт для богатых. Но теперь вы начинаете его продвигать и как направление для людей с меньшим достатком.

- Да, но при этом для массового туризма мы не открываемся. Туристы среднего класса хотят сервис «все включено» – поэтому они едут на Мальдивы и в Турцию. Но мы на Сейшелах не приветствуем такой тип отдыха, поскольку отель – это лишь часть впечатлений. Поэтому мы не разрешаем гостиницам вводить систему «все включено». Вы не должны все время есть в вашем отеле, вы должны выйти из него, посмотреть на повседневную жизнь. Вы сможете узнать, какие улицы в самой маленькой столице в мире, какие пляжи, какие рестораны...

 

- Сколько в среднем в день обходится туристу пребывание на Сейшелах?

- По данным Национального статистического бюро, это около $200 в день. Я не очень понимаю, как выводится эта цифра, но могу сказать, что у нас в отелях есть номера, которые стоят $10 000 в день, а есть и по $50-70 в день. То есть у нас есть предложение для любого бюджета. Ведь в самолете надо заполнять не только салон бизнес-класса, но и экономический. Мы задумались: почему не предоставить возможность нашим гражданам развивать малый бизнес, пансионы и гостевые дома? И в настоящий момент более 50% спальных мест на Сейшелах – это гостевые дома.

 

- У вас есть проект под названием Seychelles Secrets. На кого ориентирован он?

- В какой-то момент мы осознали, что есть категория гостей, которой нужен хороший сервис, но они не хотят останавливаться в пятизвездочных отелях, предпочитая домашние условия. И в рамках проекта Seychelles Secrets мы классифицировали дома по уровню минимального сервиса, который они готовы предоставлять. Их гости отличаются то тех, что останавливаются в гостевых домах, они готовы тратить больше, но одновременно хотят оставаться как можно ближе к реальной жизни, получить аутентичные впечатления. Концепт появился в 2006-2007 годах, но тогда четких критериев не было. А сейчас мы разбили систему градации на две – для люксовых средств размещения и для более простых.

Seychelles Secrets – это маркетинговый инструмент для тех сейшельцев, что готовы инвестировать в свою недвижимость, чтобы сделать ее более привлекательной для гостей, он дает им бренд.

 

- До девальвации рубля Россия была вашим четвертым рынком по количеству туристов. На каком месте мы сейчас?

- По результатам прошлого года Россия на восьмом месте. Но российские клиенты хотят отдыхать в пятизвездочных отелях, много тратить на дорогие товары. В гостиницах на еду и напитки больше всех тратят русские. В самых дорогих магазинах больше всех тратят русские, на втором месте – китайцы.

 

- Turkish Airlines начала полеты на Сейшелы в октябре. Прямой рейс из России вам нужен?

- В пиковый сезон – декабре-январе – нам нужен чартер из России. У «Аэрофлота» был такой рейс, и мы попробуем найти стимулы, чтобы такой чартер вновь появился.

 

- На Сейшелах уже есть отели сетей Four Seasons, Hilton, Kempinski, Le Meridien, Raffles. Нужны ли вам отели других люксовых брендов и что вы делаете для того, чтобы привлечь их?

- Если говорить про сетевые отели, то, думаю, мы уже имеем crеme de la creme, но и для некоторых других место пока есть. Вскоре должен открыться Six Sences, и, надеюсь, Marriott тоже придет – это хорошая сеть для Сейшел.

Теперь мы фокусируемся на курортах островов, которые уже подтвердили свою состоятельность: Норт, Денис, Фрегат – уже много историй успеха. Но у нас есть еще множество мест, где можно создать курорты в стиле Робинзона Крузо: один остров – один отель, настоящий эксклюзив с ограниченным числом посетителей. И это будет очень хорошо для страны, поскольку мы сможем получать дополнительные доходы, не увеличивая значительно число посетителей.

 

- Правительство Сейшел инициировало разработку программы сертификации местных отелей. Чем она будет отличаться от аналогичных программ, существующих в других странах?

- Такая программа нашей стране, которая сильно зависит от туризма, очень нужна. До сих пор отели сами себе присваивали звезды – на основании собственных стандартов и представлений. Система, которую разрабатываем мы, очень четкая: не будет «более люксовых» пятизвездочных отелей и «менее люксовых». В пятизвездочном отеле не может быть четырёхзвёздочного сервиса. Наша система градации будет предусматривать минимальный уровень сервиса для отелей каждой категории.

Мне больше всего нравится, что в систему оценки отелей также включены требования по представлению местного культурного наследия: не только блюда местной кухни, но и местные шоу, магазины с изделиями местных мастеров... Уверена, что даже если ваш отель называется Four Seasons Seychelles, вы должны представлять местную культуру. Полагаю, в этом смысле наша система оценки отелей – самая инновационная в мире.

 

- Кто основные инвесторы в гостиничную индустрию Сейшел?

- Государство больше не инвестирует – теперь это частный сектор. В большие гостиницы ранее инвестировали иностранцы, но сейчас в туризм вкладываются и сейшельцы, объединяющиеся в консорциумы для строительства отелей. Например, Constance Ephelia – это один из крупнейших курортов на острове Маэ и полностью местные инвестиции.

Иностранные инвестиции, которые пришли в страну в прошедшее десятилетие, убедили сейшельцев, что и они могут участвовать в этом процессе. Я только что увидела статистику, которая показывает, что более 50% номерного фонда Сейшел уже приходится на гостевые дома и маленькие отели, хотя еще сравнительно недавно на большие отели приходилось более 60% номерного фонда. Это значит, что сейшельцы тоже пришли в гостиничную индустрию, и это хорошо. Потому что участие местных жителей в индустрии делает их заинтересованными в ее долгосрочном развитии и процветании.

 

- Вы живете в раю, а где вы отдыхаете?

- Если хочу отдохнуть от суеты, то уезжаю на один из наших островов. А если хочется соединить отдых с шопингом, поскольку на Сейшелах выбор ограничен, то еду в ЮАР, Дубай или Париж. Но, по правде говоря, из-за специфики моей работы у меня не часто случается настоящий отпуск – обычно это несколько дней, которые я провожу с семьей и детьми.