Тревелпорт

Три составляющих и три надежды хабаровского туризма

Инфраструктурные объекты Хабаровского края нуждаются в серьезных инвестициях. Иначе туристические возможности края сдадутся под натиском ближайшего соседа – КНР.

В прошедшем 2009 году отмечено снижение интереса к посещению Хабаровского края у иностранных туристов. В частности, поток туристов из Китая, как сообщили STI в управлении по туризму краевого Минспорттуризма, снизился на 58,5% к уровню 2008 года и составил 3,84 тыс. человек. Основной причиной сокращения потока китайских туристов в Хабаровский край, по мнению специалистов управления, является отсутствие в регионе круглогодичного, удобного для эксплуатации пункта пропуска на российско-китайской границе, а также неразвитость транспортной инфраструктуры приграничного сообщения. Туристов не удовлетворяет высокая цена хабаровских туруслуг, качество которых, к тому же, не соответствующее мировым стандартам. Снижение турпотока из Китая отражает общую тенденцию развития въездного туризма в Хабаровском крае. По данным управления по туризму, в 2009 году на 44% сократился и турпоток из Японии.

Уменьшение числа прибытий обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Из-за кризисных явлений в экономике туристы откладывали ранее планируемые поездки. Сдерживающим фактором стала и эпидемия гриппа H1N1. К числу субъективных причин, оказавших влияние на ситуацию, эксперты относят монопольную политику регионального перевозчика - «Владивосток Авиа», поднявшего цены на международные рейсы, а также состояние внутреннего туризма на территории в целом. Необходимость создания собственного конкурентоспособного турпродукта в Хабаровском крае вновь обсуждалась на коллегии краевого Министерства молодежной политики, спорта и туризма, состоявшейся 16 марта.

Как полагает начальник краевого Управления по туризму Виталий Селюков, перспективы развития индустрии гостеприимства связаны с тремя составляющими: восстановление амурских круизов, развитие туристско-рекреационных зон вблизи крупных городских агломераций и рекреационный туризм на базе термальных источников в Ванинском и Советско-Гаванском районах. Эти направления лягут в основу разрабатываемой целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае на период 2013-2020гг.». В ныне действующей программе основное внимание сосредоточено на развитии эколого-туристических комплексов «Вэлком», «Сихотэ Алинь», «Хехцир». Их этнографический дух привлекателен, однако национальный колорит меркнет в глазах иностранцев при первом же столкновении с отечественным сервисом и уровнем цен. Поэтому неудивительно, что туроператоры Хабаровского края неохотно говорят и о самих комплексах, и об их возможностях.

Генеральный директор компании «Вэлком» Сергей Хромых рассказал STI, что в начале 2010 года он продал эколого-туристический комплекс, созданный около 10 лет назад вблизи археологического памятника «Сикачи-Алянские петроглифы». «Подобные проекты заведомо убыточны, - уверен эксперт. - Заявляемое внимание к ним со стороны властей остается лишь декларацией, никакой поддержки в виде совместного развития и эксплуатации мы не чувствовали». Как говорит Сергей Хромых, те приоритеты, с которых комплекс начинался – экскурсионный и культурно-познавательный туризм, давно ушли в небытие, а превращать его в очередное «злачное» место туроператор не стал по этическим соображениям.

На коллегии также обсуждались проблемы развития горнолыжного комплекса «Холдоми» близ поселка Солнечный. При наличии естественного снежного покрова до семи месяцев в году объект очевидно проигрывает в конкуренции с более современным и, что не менее важно, более гибким в ценовом плане горнолыжным курортом Ямбули, расположенном в сопредельном Китае. Подобная оценка «цены-качества» объективна по отношению ко всем инфраструктурным объектам внутреннего туризма российского Дальнего Востока, поскольку Китай предлагает зимний и летний отдых всегда качественнее и практически всегда – дешевле. Однако и руководители турфирм, и специалисты региональных турадминистраций единодушны во мнении о целесообразности создания конкурентоспособного регионального турпродукта.

«Иностранцев привлекает смена обстановки, – говорит заместитель начальника краевого управления по туризму Виктория Хан. – Их, везде бывавших, наши красоты вдохновляют и успокаивают. И потенциал у наших территорий есть». Речь, в первую очередь, идет о тумнинских источниках, которые по своим целебным свойствам котируются выше китайских в Удалянчи, и уникальных круизах по Амуру. Однако сделать эти продукты, как и многие другие, конкурентоспособными можно только при поддержке государства.

Сегодня, как рассказывает Виктория Хан, краевым и федеральным бюджетом эта поддержка не предусмотрена. Ежегодно выделяемые на сферу туризма средства из краевого бюджета в пределах 3 млн. рублей направляются на некоммерческую рекламную продукцию и другие виды продвижения регионального турпродукта. Необходимы совершенно иные объемы финансирования: «Министерством проработана возможность приобретения нового круизного судна в Новгороде – эргономичного и современного, - сообщила STI Виктория Хан. - На сегодняшний день стоимость реализации проекта – 12 млн. евро. Срок окупаемости, по нашим расчетам, составит семь лет. В масштабах края это вполне реальные инвестиции, иначе мы рискуем полностью потеряться на фоне китайского турпродукта».

В рамках подготовки новой целевой программы управление собирает предложения от районов края, составляются сметы, чтобы заложить необходимое финансирование. Однако в управлении понимают, что для реализации намеченных целей предстоит большая работа по поиску резидентов и инвесторов. «Мы надеемся на политическую грамотность современного бизнеса, ведь развитие инфраструктуры рекреационного отдыха, в первую очередь, необходимо самим хабаровчанам. За последние годы сложилась тенденция переориентации выездного потока российских туристов на внутренний рынок, который требует сегодня серьезных и грамотных вложений», - говорит Виктория Хан.

С тем, что развивать внутренний туризм нужно, согласен и Сергей Хромых: «В крае много уникальных уголков, но цена авиабилета, например, до Охотска в разы выше, чем до Москвы, а час полетного времени вертолета монополисты предлагают по цене подержанной иномарки. Иностранцы прекрасно знают, что качество наших гостиниц – на две звезды при ценах на пять: сервис практически нулевой. Зато досмотр на границе для японца или американца сродни проверке на детекторе лжи! – говорит г-н Хромых. - Даже спортивно-любительская рыбалка у нас вне закона, что неприемлемо для иностранцев с их законопослушанием. А проверить, как тот же японец ловит рыбу, стремится каждый». Сначала, убежден эксперт, должен поменяться менталитет у всех – от пограничников до авиаперевозчиков и горничной в гостинице, а потом уже можно будет создавать инфраструктуру. (STI)