МИД Чехии объявил войну российскому туристическому рынку
Беспрецедентный демарш предприняло Министерство иностранных дел Чешской Республики, учинив массовое лишение аккредитации российских туроператоров. Подчеркнем: не посольство Чехии в Москве, и не консульства, которые непосредственно работают с турбизнесом в России, а именно МИД Чехии. И лишились либо получили отказ в продлении аккредитации не семь туроператоров, как писали в конце прошлой недели средства массовой информации, а значительно больше: неприятная новость обрушилась на турфирмы не только в Москве, но и в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Тюмени, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах.
Лишение туроператора аккредитации – несомненное право посольства любой страны. Но для этого должны быть веские основания. Есть они или нет – мы не знаем. Туроператоров лишили аккредитации без объяснения причин, без предъявления претензий, без указаний на какие-либо ошибки и вообще без каких-либо комментариев. Зато сразу на два года! Руководители компаний, которые решили выяснить у консула Чехии в Москве Давида Новы, что же стало поводом для таких санкций, получили дипломатический ответ: у консульства к вам претензий нет, это решение МИД, обсуждать его не могу, а выполнить обязан.
Только один туроператор получил в качестве разъяснений странную историю про его попытку аккредитоваться, помимо московского, еще и в консульстве Чехии в другом городе, за что и поплатился.
Ситуация беспрецедентная, еще никогда российский турбизнес не сталкивался с подобным отношением.
Правда, как только информация об этом скандале попала в прессу, чехи пошли на попятную и нескольким компаниям аккредитацию вернули. Но, во-первых, только некоторым, а во-вторых, преподнесли это как большую честь – мол, берегите. Во всяком случае, осадок у счастливчиков остался не самый приятный.
И все ведущие туроператоры по Чехии находятся сейчас в состоянии весьма нервном, опасаясь продолжения необъяснимых санкций. Важно понимать, что большинство из них давно открыли в Праге и других городах страны собственные принимающие компании. То есть лишение их аккредитации чревато проблемами сразу у двух компаний – и у российской, и у чешской. А заодно и у партнеров в регионах.
Чехия – одно из самых популярных направлений отдыха россиян, по итогам 2011 года страна заняла 11 место по числу выехавших туда туристов из России. А по данным Статистического управления Чехии, российские туристы входят в тройку лидеров по объему въездного турпотока в страну. На чешских курортах россияне тратят в среднем €150-200 в день, что втрое больше среднерыночного показателя.
В этом успехе есть и огромная заслуга российских туроператоров, которые вкладывают средства в продвижение Чехии как туристического направления, участвуют в выставках на стендах Чешского управления по туризму, организуют ознакомительные туры и семинары для партнеров и журналистов.
Не впервые Чехия устраивает испытания российскому туристическому рынку. Есть ощущение, что там забыли, как умеет консолидироваться турбизнес обеих стран, чтобы отстоять свои права. Напомним самый громкий случай. В 2004 году посольство в Москве ограничило прием паспортов до 400 в день при потребности 1500-2000. Туроператоры обеих стран несли колоссальные потери. Тогда Российский союз туриндустрии, ACK CR (Ассоциация чешских туроператоров и турагентов) и ACCKA (Ассоциация бюро путешествий Чехии) обратились с открытым письмом к президенту Чехии. А в Праге была организована пресс-конференция, на которую прибыли 9 туроператоров из Москвы и Санкт-Петербурга, пришли более 25 чешских турфирм, специально приехали руководители гостиниц Праги, Карловых Вар и Пльзеня – всего около 80 человек. Через 10 дней все ограничения на прием документов посольством Чехии были сняты.
РСТ уже направил письма премьер-министру Чешской Республики Петру Нечасу и министру иностранных дел страны Карелу Шварценбергу с убедительной просьбой обратить внимание на ситуацию с массовым лишением аккредитации российских туроператоров, помочь в получении информации о причинах возникшей проблемы и содействовать ее разрешению.
Ирина Тюрина, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»