Замороженный турбизнес
В Челябинске состоялся круглый стол, посвященный подведению промежуточных итогов года и началу зимнего туристического сезона. Будущему рынка участники встречи внимания уделили немного – в основном, обсуждались те изменения, которые произошли в связи с разразившимся год назад финансовым кризисом. Спикеры отметили серьезное сокращение объемов продаж по всем туристическим направлениям, что стало особенно очевидно этим летом. Директор туристической компании «Холидей тур» Ольга Тряскина сравнила нынешний кризисный год с 1998-м. Сравнение, к сожалению, оказалось в пользу последнего. «В отличие от ощущений того года сегодня кажется, что мы еще долго будем работать на нулевой отметке, – отметила г-жа Тряскина. – Такого плохого в материальном плане года у нас еще не было».
При этом многие игроки рынка ждали позитивных изменений, которые коснулись бы внутреннего туризма. Однако эти ожидания не оправдались. Главный специалист Министерства спорта, туризма и физкультуры Лидия Зинкина назвала две традиционные причины, почему этого не случилось: несоответствие цены и уровня сервиса, с одной стороны, и особенности уральского лета – с другой. В то же время, по словам заместителя директора туристической фирмы «Русь-тревел» Дмитрия Киселева, еще весной было отмечено удивившее всех увеличение спроса на санаторный отдых. «Видимо, люди рассудили таким образом: если не отдохнуть сейчас, то неизвестно, когда еще это удастся сделать», – предположил г-н Киселев. Любопытно, что спрос на такой отдых не уменьшился и к сегодняшнему дню. Кроме того, стали популярны путевки выходного дня, отмечает представитель «Русь-тревел», так как этот вид отдыха не требует больших финансовых затрат и необходимости брать отпуск. Экономические трудности дали толчок развитию детского туризма, считает директор компании «Каникулы» Анна Терновская, так как операторы стали предлагать более яркие, расширенные и продуманные экскурсионные программы. Речь идет о праздничных и каникулярных школьных турах, а также о семейных поездках в Великий Устюг, по Золотому кольцу, в Москву и Санкт-Петербург. Отвечая на вопрос о развитии детского туризма в Челябинской области, г-жа Терновская рассказала о появлении «уральского Деда Мороза» в Зюраткуле. «Но здесь есть одна сложность, практически парадокс, – добавила Лидия Зинкина, – в зимнее время туда очень сложно проехать». Еще одну особенность местного туризма отметила Ольга Тряскина – это стоимость праздничных туров, рассчитанных на выходные дни. «Некоторые базы предлагают путевки за 40-50 тысяч рублей – это на двух человек за два дня! – приводит пример директор компании «Холидей тур». – Те же, кто может себе позволить такой отдых, наверняка имеют дачи или выберут заграничную поездку». Г-жа Тряскина отметила еще один нюанс зимнего (новогоднего) отдыха: часть турбаз отказалась от проведения праздничного банкета для своих гостей, оставив «в меню» только проживание и дискотеку. Что касается внешнего туризма, то челябинцы, по мнению участников встречи, стали ориентироваться на низкобюджетные туры, экономя как на звездности отелей и комфортности номеров, так и на вариантах поездки до места отдыха. Выбирают, к примеру, вылет из Уфы или Магнитогорска, несмотря на сопутствующие этому неудобства. Впрочем, туроператоры и местные базы также стремятся к экономии, не предлагая ничего нового и эксклюзивного, «потому что не знают, какой будет спрос», отметил Дмитрий Киселев. Туристический бизнес, по словам спикеров, во многом зависит не только от состояния экономики в стране и в регионе, но и от таких факторов, как присутствие темы свиного гриппа, аварийности автобусов и самолетов в СМИ. «Отменяют школьные поездки в Англию, требуют возврата денег, после чего многие турфирмы оказываются на грани банкротства», – сетует Ольга Тряскина. Г-н Киселев привел еще один схожий пример – отмену поездки школьников на Тургояк все из-за того же свиного гриппа. Возвращаясь к теме развития туризма на Южном Урале, Лидия Зинкина отметила, что в Челябинской области есть потенциальные места для появления там современных горнолыжных центров. Интересным проектом является гора Егоза, однако там требуются серьезные инвестиции. «Продолжается строительство горнолыжного центра в Кусе, – рассказала г-жа Зинкина. – Мы рассчитывали, что он начнет свою работу в этом году, однако, судя по всему, открытие состоится только в 2010-м». Кроме того, Лидия Зинкина отметила, что далеко не все базы смогут принять челябинцев в зимнее время, так как не имеют отапливаемых домиков. Если этот факт не брать во внимание, то челябинские объекты размещения способны принять у себя 31 тысячу отдыхающих, из них 17 тысяч – именно на турбазах. Впрочем, ценовая политика большинства из них не позволит им достичь максимальной заполняемости. Соответствие цены качеству услуг можно найти лишь в горнолыжных центрах и курортах. Остальные предлагают низкую стоимость за соответствующие условия проживания или же завышенную – за средний уровень. Это в целом тормозит развитие отрасли, резюмировали участники круглого стола.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»