Тревелпорт

Хорватии всё труднее конкурировать с Черногорией, Грецией и Болгарией

Из 14,9 млн. туристов в Хорватии в 2015 году на долю иностранных гостей пришлась подавляющая часть – 13,2 млн. Практически все они – 13,1 млн. человек, отдыхали на Адриатическом побережье страны. Согласно данным Национального офиса по туризму Croatia Tourism, въездной зарубежный поток вырос на 8%. Этим показателем страна обязана не только своим природным достоинствам, но и проблемам в Египте и Тунисе, из-за которых многие западные туристы переориентировались на Хорватию.

В пятерку основных рынков входят Германия – ее граждане провели в прошлом году в Хорватии 16,8 млн. ночевок, а также Словения (8,2 млн.), Австрия (6,5 млн.), Чехия (5,1 млн.) и Италия (5 млн.). По данным Croatia Tourism, из России приехало 113 тыс. туристов, которые провели 866,1 тыс. ночевок. По сравнению с 2014 годом, падение составляет 24,5% и 27,2% соответственно. Еще ощутимее спад по Истрии. Если в 2012 году в этом регионе было зафиксировано 80 тыс. прибытий из России и 800 тыс. ночевок, то в 2015 году – всего 32 тыс. прибытий и 328 тыс. ночевок.

По словам руководителя профильного отдела компании DSBW Tours Дениса Фомина, Истрия – один их самых популярных регионов Хорватии, поэтому и сокращение объемов по нему заметнее всего. Например, в тот же Дубровник в прошлом году рейсов из России было крайне мало, туристы чаще добирались до него через Сплит или черногорский Тиват. «По нашей компании особого падения Истрии не замечаем. Продажи в целом по Хорватии немного просели по сравнению с прошлым годом. И на этот момент направление бронируют менее активно, чем год назад. Люди осторожничают, присматриваясь, как поведет себя евро, скорее всего, в надежде на снижение курса валюты», – пояснил RATA-news эксперт. Не заметил г-н Фомин и особых преференций со стороны хорватских отельеров. Акция раннего бронирования идет в привычном режиме, скидки дают обычные. «Общую ценовую политику в отношении российского рынка хорваты не меняют, не идут на более значительные скидки, как, например, для немецкого рынка. Впрочем, все это на уровне разговоров, так ли это на самом деле – сказать сложно», – сказал собеседник.

Предполагается, что этим летом хорватский перевозчик Croatia Airlines впервые поставит прямые регулярные полеты из Загреба в Санкт-Петербург. Денис Фомин не берется судить, насколько популярной станет дополнительная перевозка из Питера. «Вопрос вообще в другом – насколько востребовано будет само направление. Хорватия страна визовая и не самая доступная по ценам. У нее есть более привлекательные конкуренты, например, безвизовая Черногория или Греция с системой all inclusive, а также бюджетная Болгария. Эти страны лучше подойдут в качестве замены Турции и Египту, чем Хорватия», – пояснил он. К тому же Загреб находится довольно далеко от моря, трансфер на автомобиле, к примеру, до Дубровника займет порядка семи часов. Или придется раскошелиться на внутренний перелет. Хотя, возможно, многим туристам, проживающим на Северо-Западе России, лететь в Загреб, минуя Москву, будет удобнее.

Вице-президент компании «Пакс» Максим Лобанов полагает, что успех нового маршрута из Питера зависит, прежде всего, от частоты полетов, стоимости кресел и типа судна: «Пока этих данных нет, сложно оценить перспективы рейса. С другой стороны, между Петербургом и Хорватией до сих пор не было регулярного воздушного сообщения. Думаю, инициатива хорватской авиакомпании имеет под собой основание, люди полетят».

По объему туристического трафика из России Истрия идет на первом месте – в Пулу традиционно летают и чартеры, и регулярка. В этом году расклад сохранится, разве что из регулярных перевозчиков останется лишь «Сибирь». А в Дубровник и Сплит чартеров никто не планирует. Турпоток в Хорватию в целом по рынку, как полагает г-н Лобанов, сократился на 35-40% по сравнению с прошлогодними показателями въезда. Однако в компании «Пакс» по акции раннего бронирования направление берут на 25-30% лучше, чем год назад. «Хотя цены местные отельеры не особо снижают. Истрия имеет отличную автомобильную доступность для всего Европейского союза, ее курорты всегда стабильно заполняются. Поэтому и нет надобности снижаться по стоимости именно под российский рынок. Но заранее выкупить жесткие блоки мест можно по довольно привлекательным расценкам», – уточнил RATA-news эксперт.

В компании «Ванд Тревел» все же заметили падение объемов в первую очередь по Истрии. Возможно, считает руководитель отдела Хорватии Татьяна Маркова, это связано с тем, что Истрия отличается специфическими пляжами, не совсем привычными для россиян, – вход с море в большинстве отелей устроен с бетонных платформ. «Туристы гораздо чаще берут регионы Дубровника и Средней Далмации, отдых там считается более комфортным, да и ночная жизнь разнообразнее», – пояснила она.

Сейчас хорваты проявляют заинтересованность в российских туристах: и отели, и партнеры присылают скидки каждый день по турам вплоть до июльских дат. В среднем стоимость двухнедельной поездки в Хорватию выходит в €2 тыс. на двоих. «Документы на визу мы теперь сдаем в визовый центр, стоимость ее изготовления из-за сервисного сбора выросла до €62.При нынешнем курсе это ощутимая сумма. И никаких поблажек для операторов, как было в консульстве», – сожалеет г-жа Маркова.

Удорожание виз как один из факторов, играющих на понижение хорватских объемов, назвали и в компании «TUI Россия». PR-менеджер Татьяна Круглова упомянула переориентацию российских туристов на более бюджетный продукт: «В Хорватии довольно высокий уровень цен в сравнении со схожими направлениями. Судя по результатам раннего бронирования, можно говорить о спаде спроса, хотя хорватские партнеры идут навстречу, стараются давать выгодные обеим сторонам условия».

Перелет из Санкт-Петербурга в Загреб, на взгляд нашей собеседницы, может стать выгодным и удобным только для экскурсионных туров, поскольку до побережья от Загреба довольно далеко. «Если предположить, что рейс поставят под пляжные туры, то трансфер выйдет дорогим. А удорожание тура ведет к снижению его привлекательности», – обратила внимание г-жа Круглова.

 

Наталья Панферова, RATA-news