Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Удивительное путешествие по необитаемым островам Охотского моря

В наше время, когда величайшие чудеса света превратились в аттракцион для толп отпускников, все сложнее становится предложить туристу путешествие в действительно дикое, необитаемое, необычное и интересное место. Поэтому, когда появилась возможность отправиться в экспедиционный круиз от Южно-Сахалинска до Магадана, я не сомневалась ни секунды.

Охотское море называют «белым пятном» на карте мира: оно мало изучено, его красоты не ведомы массовой публике, знающей больше о пирамидах майя в Мексике, чем об удивительных островах на окраине родной страны.

Круизы по Охотскому морю организует новозеландская компания Heritage Expeditions. Она арендует российский корабль-ледокол «Профессор Хромов», переименовав его для удобства иностранных туристов в Spirit of Enderby.

Экпедиционный круиз – необычное путешествие. Огромный плюс таких поездок – мобильность. И это касается не только программы, которая легко меняется и подстраивается под погодные условия. Небольшое экспедиционное судно может зайти в мелкие морские заливы, оперативно высадить туристов на лодки-«зодиаки».

Мест на нашем судне немного, оно может взять на борт всего 45-50 пассажиров. Подобный круиз по Охотскому морю совершается только раз в году – в июне. Зимой до большинства мест не доплыть – все сковано льдами. А в другом полугодии Spirit of Enderby перемещается в южные широты. Поэтому путешествие лучше бронировать заранее – за полгода или даже за год. Компания Heritage Expeditions сотрудничает с российскими турагентами и с удовольствием берет на борт туристов из нашей страны. Но основной контингент – это «западные» люди со всего мира. Если необходимо, эта же компания обеспечит путешественников авиабилетами, чтобы они долетели до места старта и потом вернулись домой, закажет экскурсии до и после круиза.

К сожалению, представители компании говорят, что, вероятно, такие круизы скоро прекратятся. Небольших судов этого класса больше никто не производит, а техника, как ее не ремонтируй, через какое-то время придет в негодность. Поэтому мечтающим побывать на Охотском море не стоит откладывать это желание на неопределенное будущее.

Южно-Сахалинск

Наше путешествие началось в Южно-Сахалинске. Чтобы немного привыкнуть к смене часовых поясов, я прилетела в этот город накануне.

Областной центр Сахалина произвел самое лучшее впечатление.

Его сложно назвать типичным русским городом, для этого он слишком чист: на улицах почти нет мусора, на тротуарах в центре аккуратно уложена плитка, рекламные щиты не доминируют и почти незаметны.

Город красивый, зеленый.

Окружен сопками, на одной из них – на горе Большевик – обустроен горнолыжный курорт «Горный воздух». Зимой там можно покататься на лыжах и сноуборде, а летом вам организуют пешие или велосипедные экскурсии.

В городе есть несколько любопытных музеев. Прежде всего – красивый, построенный японским архитектором замок, в котором располагается краеведческий музей. Но, если вы прилетели из средней полосы России, в первый день стремительная перемена часовых поясов очень утомит. Поэтому меня хватило только на прогулку по городу и осмотр некоторых достопримечательностей – главной площади с одним из самых крупных подобных монументов в стране 9-метровым памятником Ленину работы известного советского скульптора Вучетича, Воскресенского кафедрального собора, небольшого сквера с притаившимся в зелени Александром Сергеевичем.

Даже если часовые пояса совершенно лишили вас сил, стоит все-таки проснуться и дойти хотя бы до ближайшего ресторана. В Южно-Сахалинске можно попробовать блюда из свежайших морепродуктов – не стоит упускать эту возможность.

 

 

День 1: старт и первые шаги на борту

На следующее утро в одном из отелей города была назначена встреча группы. С этого момента началась совершенно иная жизнь, мы поступали под опеку компании Heritage Expeditions.

Как только турист заявляет о желании присоединиться к круизу, ему по электронной почте начинают присылать множество документов, среди которых подробная многостраничная инструкция с описанием маршрута, список необходимых вещей, правила поведения на борту, брошюры о географии и истории земель, которые мы посетим, разные анкеты с вопросами о здоровье и вкусовых предпочтениях, напоминания для пожилых людей о необходимости проконсультироваться с врачом.

Все это стоит внимательно изучать и всем рекомендациям неукоснительно следовать. Особенно тщательно стоит отнестись к сбору чемоданов. Забегая вперед скажу, что самыми необходимыми вещами в нашем путешествии оказались: высокие резиновые сапоги, потому что из лодок часто приходилось высаживаться в воду, непромокаемые дождевик и тонкие надевающиеся сверху штаны, реппелент и много разнообразной теплой одежды от термобелья до толстых курток.

Следует помнить, что 12 дней пройдут в полном отрыве от цивилизации, так что забытые вещи докупить по пути не удастся. Телефонные карты с роумингом по России бесполезны, потому что за все время круиза связь появлялась только ненадолго в паре мест.

Пока группа собиралась в холле отеля, нам выдали бирки для маркировки багажа – в следующий раз мы увидим свои чемоданы уже только на борту: члены команды корабля Spirit of Enderby все довезли, погрузили и разнесли по каютам. А мы налегке сели в автобус, чтобы проехать 30 км до порта Корсаков, потому что Южно-Сахалинск стоит в отдалении от моря.

Большинство туристов – иностранцы старше 50 лет, но были и молодые люди.

В порту нас ждала государственная граница, которая оказалась вовсе не на замке. Всех просто провели через проходную, сверив количество «голов» с числом паспортов.

Наше судно ждало нас у причала Номера кают были известны еще из переписки, поэтому все устремились осматривать новые жилища.

На судне несколько типов кают. Нам с подругой-коллегой предстояло жить в самой простой, расположенной на нижнем уровне двухместной комнате без удобств, с иллюминаторами вместо окон. Воображение заранее рисовало крохотную коморку с двухярусной кроватью. Но действительность оказалась более приятной. Каюта была довольно просторной: в нее поместились две обычные кровати, диван, письменный стол со стулом, платяной шкаф, за которым в углу даже скрывался небольшой умывальник с зеркалом. Наши вещи удобно разместились в многочисленных шкафчиках и ящиках.

Рядом располагались такие же каюты на дву-трех человек, в коридоре находились несколько общих туалетов и душевых.

За все время путешествия очередей там никогда не возникало, никаких неудобств отсутствие санузла в каюте нам не доставило. Также на нашем этаже находился ресторан.

Под нашей палубой было еще просторное помещение – конференц-зал, рядом с которым был вход в сауну.

Палубой выше располагались каюты подороже, с санузлом и обычными окнами, на этом же уровне была кают-компания, совмещенная с баром и библиотекой, и «резиденция» корабельного медика.

На верхней палубе корабля обустроены самые дорогие каюты – два двухкомнатных мини-сьюта и самый просторный сьют из нескольких комнат. Лестница вверх с этого уровня вела на капитанский мостик.

Итак, быстро разложив вещи, все пассажиры поспешили на палубу: судно отплывало, порт Корсаков, Южно-Сахалинск, да и цивилизация таяли в тумане.

Сразу после отплытия пассажиров пригласили в конференц-зал, где подробно рассказали обо всем, что нас ожидало в ближайшие 12 дней. Лидер круиза Родни Расс немного рассказал о себе. Биолог, исследователь, путешественник, он участвовал более чем в 50 экспедициях на острова Австралии и Новой Зеландии, Сейчас, когда на его родине в южном полушарии зима, он путешествует по «летним» Северным морям, а с наступлением там теплого времени года перебирается в Антарктику.

Родни представил нам команду: директора круиза молодую калифорнийку биолога Меган, лекторов, поваров, и, конечно, врача, у которого, как мы узнаем потом, за все время нашего круиза, в отличие от остальных членов команды, к счастью, почти не было работы – кроме раздачи пластырей против укачивания. Каждый из этих людей выполняет сразу несколько функций: работают гидами во время высадок на берег, управляют лодками, могут читать лекции. Кроме этого на борту Spirit of Enderby («Профессора Хромова») трудятся российские моряки – капитан, штурман и матросы – и несколько женщин, которые убирают каюты и помогают на кухне.

Безопасность прежде всего, поэтому Родни посвятил много времени подробному знакомству со спасательными жилетами. Пассажирам выдают два типа жилетов: легкий самонадувающийся для поездок в лодках-«зодиаках» и «аварийный», который нужно надеть, если прозвучал сигнал тревоги. Весь инструктаж был на английском языке, однако на борту обязательно присутствуют переводчики.

Не успели пассажиры полюбоваться пейзажами Сахалина, как раздались гудки – семь коротких и один длинный. Мы уже знали, что так звучит сигнал тревоги.

Учебная тревога обязательно проводится в морском путешествии в первые 24 часа. Мы сделали все, как нужно: оделись, взяли теплые вещи и медикаменты, надели спасательные жилеты и подошли к «своей» шлюпке. Туристам еще на инструктаже сообщили, к которой из двух спасательных лодок они «приписаны», поэтому никакой неразберихи не возникло, все точно знали, куда идти.

Экипаж, выделявшийся красными спасжилетами (у пассажиров они были оранжевые), помогал всем рассесться в шлюпки. Странные на вид овальные конструкции оказались настоящими самостоятельными кораблями!

Современные шлюпки управляемые и самоходные – не надо доверяться воле ветра и течений. Их можно задраить, и тогда пассажирам не страшна непогода. Кроме того, в каждой лодке хранится запас еды и воды, которого достаточно для всех пассажиров на 2 недели.

Первый день на борту завершился великолепным ужином в виртуозном исполнении шеф-повара Брюса Томасона.

Продолжение следует...

 

Полина Бойцова, специально для RATA-news

Фото автора и Марии Пузанковой