Интурмаркет с 1 октября

Чем ответят туроператоры на мораторий турагентского сообщества

Основатель сообщества Radio Travel Анжела Галкина предложила объявить мораторий на бронирование туров у операторов, которые дают комиссию меньше 10%. Акция планируется с 1 октября на 10 дней.

«Одной рукой жалобы на туроператора строчим, а другой у него же и бронируем, – написала г-жа Галкина. – Агенты, вы когда себя ценить научитесь?». И мотивировала инициативу жалобами, которые поступают, в том числе, в комитет по турагентской деятельности РСТ, который она возглавляет.

Президент РСТ Андрей Игнатьев, отвечая на вопрос RATA-news, подчеркнул, что что это позиция не союза, в который, в том числе, входят туроператоры, а конкретно комитета по турагентской деятельности. А общее мнение РСТ формируется путем коллективного обсуждения. «Но у нас демократичная организация, комитеты и комиссии могут выступать с любой инициативой. При этом мы всегда за то, чтобы выстраивать конструктивный диалог и находить решения, устраивающие большинство членов союза», – сказал г-н Игнатьев.

Обращаясь к туроператорам, Анжела Галкина написала: «Я точно не хочу вам вредить, останавливая какую-то часть ваших продаж, раскачивать и так весьма хрупкий послепандемийный рынок. Но, уважаемые вы наши! Поищите другой путь для своей экономии. Не за счет малооплачиваемого труда и так полуживого агента. Включитесь и поддержите агентов достойной комиссией. Уверена, любовь агента к вам и продажи не только не упадут, а возрастут. И сейчас уже те туроператоры, кто достойно платит нам, имеют явный приоритет в продажах».

Одновременно она подчеркнула, что это не ультиматум и не бойкот: «Просто не бронировать отдельные предложения, где комиссия ниже 10%. Нет комиссии выше? Ну печально. Значит купим у других».

Судя по комментариям под этим постом, единодушия среди турагентов нет. Но отдельные высказывания в пользу туроператоров – «а почему уважение только в одну сторону?», «мы же в одной лодке», «всем сегодня тяжело», «год сложный для всех!», «лояльность ТО к ТА убивали обоюдно» и пр. – буквально завалены репликами в поддержку моратория. Хотя немало сомневающихся, в том числе и в себе.

«Я согласна, но не очень верю, что большинство агентств поднимется. Опять же всем надо жить. Сейчас каждый турист на вес золота и мало кто сможет позволить себе отказать туристу в бронировании».

«У нас в регионе ассортимент предложений ограничен. Если не бронировать, например, (следует название), то больше просто не у кого. А если турист постоянный хочет лететь? Отказать туристу?».

«Если что то из ЮВА откроют, я даже не знаю, смогу ли удержаться. Если честно. Думаю».

«А чё бронировать-то? И у кого? У кого сейчас плановая комиссия 10%? Без акций и прочего. Ну Россия у всех 10% и более. А кроме? Россию матушку в октябре продавать?»

Есть такие, кто опасается разгула скидок в случае повышения комиссии:

«Помню времена комиссии 14%, тогда начались адские скидки, просто был кошмар. Я за 10%, и регулирование рынка по скидкам. Здесь нужно наводить порядок».

«Вот была акция на первые недели Турции, давали комиссии были по 12-14%. Казалось бы – наслаждайся, зарабатывай. Но есть агенты, которые давали 3-5% скидки + оплаты по эквайрингу еще 2%. Вот и вопрос резонный: готовы ли агенты к тому, чтобы зарабатывать, а не заниматься рекламой скидок с порога, переманивая клиентов за 500 р.???».

«Ну давайте начистоту: больше комиссия, тогда ТА начинают скидки раздавать направо и налево! Некоторые умудряются скидки с 6-8% делать, все знают этих героев».

Есть категорические заявления: «Бред полнейший!»

Но большинство все же поддержали предложение Анжелы Галкиной. А некоторые, как выяснилось, избегают или не бронируют «жадных туроператоров» по своей инициативе.

«Я убрал из поисковика на своём сайте самых одиозных (названия двух туроператоров). Уже давно и, думаю, навсегда».

«Пришлось забронить (название) исключительно из-за бизнес-класса. Увидев комиссию (три дня мозгокрутства с майорами полиции), заплакала. Просто неуважение к своему времени и знаниям...».

«Уже месяц игнорируем (название)».

Понятно, что туроператоры тоже могли бы немало претензий предъявить турагентам. Это противостояние партнеров длится не первый год. И предложенная акция турагентов тоже далеко не первая. Например, в 2016 году другая группа в Фейсбуке призвала своих участников к аналогичному протесту против туроператоров, установивших промотарифы. Надо сказать, что и по тональности, и по содержанию комментарии 2016 года и 2020-го очень похожи, хотя времени прошло немало.

Неоднократно за последние годы агентский рынок призывал к бойкоту отдельных туроператоров из-за низкой комиссии или тех же промотарифов. К каким-либо драматическим последствиям это не приводило, если не считать «Натали турс». Не факт, что бойкот турагентов впрямую повлиял на судьбу компании, но свои «20 копеек» добавил.

В конце 2017 года, когда положение «Натали турс» уже сильно пошатнулось, компания объявила акцию – скидка 10% прямым клиентам. Возмущенные агенты перестали бронировать их туры. Под давлением сетей туроператор убрал с главной страницы сайта баннер этой акции, но в интернете она продолжала мелькать. Правда, как мы помним, компанию это не спасло.

Но история продолжилась. Из-за «железобетонного шлейфа» злополучного туроператора агентства отказывались работать с одной из компаний, которая прежде входила в холдинг «Натали турс» – даже после смены собственника. New Travelers была продана в сентябре 2018 года, а вынуждена была закрыться в июне 2019.

И, конечно, участники группы Radio Travel в своих комментариях об этом напомнили.

Чем ответят туроператоры?

Ирина Тюрина, RATA-news