Россияне стали меньше одеваться, путешествовать и есть в ресторанах
Потребительский спрос в России перемещается на товары ежедневного потребления и продукты питания, а динамика покупок промтоваров, сервисов и услуг замедляется. Потребительская активность в нашей стране также в целом снижается. Об этом свидетельствуют данные индекса деловой и потребительской активности Tinkoff CoronaIndex.
Так, например, если в начале октября индекс колебался в пределах 6,6-6,9 баллов, то на неделе 26 октября-1 ноября он снизился на 0,2 пункта до 5,8 балла. Среди регионов лидерами падения стали Чукотский АО (-0,9 балла), Магаданская (-0,6) и Амурская (-0,5) области. Лучше всего по показателю индекса себя чувствует республика Дагестан (9,2 балла), хуже всего – Чукотка (4,2 балла). В Москве Tinkoff CoronaIndex по итогам недели составил 5 баллов.
Самое серьезное падение наблюдается в секторах одежды и обуви и турагентствах (-10%), а также у кафе и ресторанов (-3%). На 3% снизился спрос на услуги общественного транспорта, автоуслуги упали на 4%. Снизилось количество покупок железнодорожных билетов (-4% за неделю и -44% в годовом выражении).
В лидерах роста оказались категории развлечения (+11%) и образование (+9%). Но этот рост не смог «отыграть» потери предыдущих недель, когда затраты россиян стали медленно снижаться.
Затраты потребителей в супермаркетах, салонах красоты, на фастфуд остались практически на уровне прошлой недели.
Общий характер затрат говорит о том, что потребители распределяют расходы в пользу товаров первой необходимости, а «необязательные» покупки откладывают на потом.
Индекс потребительской активности в Москве ниже, чем в среднем по стране и составил на 1 ноября 5 баллов. Этот показатель снижается в столице быстрее, чем в регионах. На 3% за неделю снизились затраты москвичей на посещение кафе и ресторанов. Падение в этой категории началось в начале октября. После открытия ресторанов летом гости чаще выбирали заведения с террасами, а с наступлением холодов часть посетителей переместилась в залы, но говорить о количестве гостей сравнимом с 2019 годом не приходится (-25% г./г.).
Многие москвичи опасаются закрытых помещений и скопления людей. В то же время, фастфуд, который продолжает уверенный рост с начала июня, практически вернулся к довирусным показателям. Рестораны этого сегмента восстановили объем оборота первыми.
За неделю количество покупок одежды и обуви снизилось на 12%, на 15% меньше москвичи потратили на услуги турагентств и на 2% – в отелях, покупки железнодорожных билетов упали на 10%.
Не менее серьезно снизился спрос в столице на спортивные товары (-10%), товары для дома и ремонта (-6%), общественный транспорт (-2%) и топливо (-4%).
В расходах москвичей на прошедшей неделе прослеживается та же тенденция, что и по стране в целом – люди продолжают совершать обязательные ежедневные покупки, сокращая при этом траты, которые можно отнести к категории «необязательных».
Лидеры среди регионов по падению индекса за неделю 26 октября-1 ноября: Чукотский АО (4,2 балла) – 0,9; Магаданская область (5,1) – 0,6; Амурская область (6,2) – 0,5; Тульская область (6,2) – 0,5; Еврейская АО (7,4) – 0,5.
Топ регионов с самым высоким значением индекса: Дагестан – 9,2; Тыва – 8,6; Чечня – 8,4; Калмыкия – 8,1; Карачаево-Черкесия – 8,0.
Регионы с минимальным уровнем потребительской активности (по значению индекса): Чукотский АО – 4,2; Ямало-Ненецкий АО – 4,7; Москва – 5,0; Магаданская область – 5,1; Московская область – 5,3; Ненецкий АО – 5,3.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»