Travelport с 18 января

От избытка перевозки греческий рынок страдает больше, чем от забастовок

Беспорядки в Афинах и забастовки авиадиспетчеров – не самая большая беда греческого рынка. Гораздо больше вреда приносит значительный переизбыток перевозки на направлении, которое в этом смысле называют одним из самых проблемных в сезоне. Туроператоры демпингуют, а тех, кто идет в авангарде ценовой войны, уже называют кандидатами на место «Капитал тура». «Греция горит и будет гореть», – еще в мае констатировал президент «Натали турс» Владимир Воробьев. «Думаю, убытки многих туроператоров колоссальны», – отметил генеральный директор «Музенидис трэвел» Александр Цандекиди.

По словам директора компании «Пантеон» Анатолия Гаркушина, снижать цены вынуждены все, для кого направление является основным или одним из основных и кто претендуют на серьезные объемы. Шестерку главных игроков, по словам экспертов, возглавляет «Музенидис», также в нее входят (по алфавиту) «Библио-Глобус», «Лабиринт», «Пантеон», «Пегас туристик» и «Южный Крест». «Библио-Глобус», похоже, «банкует» – ставки на предыдущей неделе составляли €65 евро за четырехдневный тур на Крит и €201 за семь дней на Родосе – с перелетом. Изменения на «бирже», которую все время лихорадит, все отслеживают с большим интересом.

Главной причиной переизбытка перевозки, по мнению Александра Цандекиди, стали результаты раннего бронирования, «которые у всех были шикарными». «Все решили, что так будет продолжаться и дальше, и «заложились» на это при планировании рейсов. В результате получилось, что чуть ли не каждая вторая семья туристов должна отправиться именно в Грецию», – комментирует гендиректор «Музенидиса».

У «Натали турс» прирост раннего бронирования по Греции составил 135% по сравнению с результатами прошлого года, и именно это направление показало самый большой рост. Тем не менее, минувшей весной Владимир Воробьев, отмечая очевидность переизбытка перевозки, советовал «здравомыслящим туроператорам» не увеличивать квоты более чем на 30-40% и предупреждал, что на этом направлении заработать вряд ли удастся. В оценке реального роста рынка г-н Воробьев оказался прав – по словам экспертов, он составляет 30-35%. Но, в основном, за счет ранних продаж, а то, что реализуется сейчас, примерно соответствует уровню прошлого года.

По мнению Александра Цандекиди, перевозка на Грецию по сравнению с прошлым годом увеличилась, как минимум, в два раза. Сам «Музенидис» изначально планировал увеличить свои объемы на 70%, но сейчас проводит «корректировку в сторону уменьшения». Генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная, рассказала, что на 50% увеличение перевозки, поставленной этим туроператором, пришлось на регионы и произошло из-за расширения маршрутной сетки, количество же рейсов из Москвы практически не изменилось. Президент компании «Южный крест» Андрей Кузнецов, как и Анатолий Гаркушин, сообщили, что увеличили объемы перевозки пропорционально росту рынка.

Тем не менее, переизбыток перевозки, по словам туроператоров, «жуткий», а демпинг, по мнению, Александра Цандекиди, способствует падению качества продукта. «Насколько вырос демпинг, настолько упало качество обслуживания туристов на отдыхе», – отмечает он. И поясняет, что терять прибыль вынуждены не только операторы, но и отельеры, связанные с отправляющей стороной партнерскими отношениями: «В результате в отелях начинают экономить на обслуживании туристов, например, сокращается ассортимент питания». Г-н Гаркушин рассказал, что жесткая конкурентная борьба идет и между принимающими компаниями, зарабатывающими на экскурсиях: они заказали транспорт и персонал в расчете на заявленное операторами количество туристов, а теперь вынуждены биться за каждого из них. «Раньше грязные методы вроде прокалывания шин использовались только на севере Греции, сейчас они применяются практически везде», – говорит Анатолий Гаркушин.

На различные ухищрения идут и российские турфирмы. Например, значительно завышают установленные авиакомпаниями топливные надбавки, пытаясь добрать свои деньги с туриста, которого заполучили с помощью очень низкой цены.

Тем не менее, по словам наших собеседников, качество предложений, репутация и надежность компании начинают играть все большую роль. «Сейчас на выбор клиента влияет много факторов, а не только цена. Когда стоимость ниже в разы, люди начинают сомневаться», – говорит Анна Подгорная. «Думаю, и агентства пересматривают политику общения с туроператорами, предпочитая не иметь дело со слишком дешевыми предложениями, – считает Александр Цандекиди. – Ведь головная боль из-за недовольных клиентов достается именно им».

Интересно, что все собеседники RATA-news утверждают, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, им удается успешно закрывать блоки мест и даже зарабатывать на направлении.

Претензии участников рынка к конкурентам касаются также замен прямых вылетов из регионов на рейсы со стыковкой в Москве и практики объединения незаполненных рейсов, в результате чего один борт развозит туристов по разным греческим курортам. Анна Подгорная так защищает свою позицию (соотношение региональных и московских рейсов у «Пегаса» – 65:35): туроператор, организующий рейсы из городов, «из которых никто раньше не летал», заслуживает того, чтобы риски с ним разделили туристы. «Выход в новый регион затратен и рискован, но в результате его жители выигрывают. Понятно, что нам приходится оптимизировать перевозку. Думаю, здесь очень важна работа региональных агентств, которые должны правильно информировать людей, объяснять, что чартер – есть чартер. Ведь у туристов есть выбор, например, лететь регулярными рейсами через Москву», – говорит г-жа Подгорная.

В этом году «Пегас» впервые поставил рейсы из Волгограда, Нижнего Новгорода, Белгорода и Архангельска в Ираклион. Всего на Крит туроператор летает из 22 городов. На Родос – из Москвы, Челябинска и Самары, на Кос (новое направление для компании) – из Москвы из Екатеринбурга. «Глубокий мониторинг ситуации позволяет выбирать правильную ценовую политику в регионах. Есть, конечно, проблемные города, откуда хотели бы летать все игроки направления. Где-то мы выходим на ноль, где-то на небольшой минус, который покрываем за счет других региональных рейсов», – поясняет Анна Подгорная.

Екатеринбург, Казань, Самара, Уфа, Красноярск, Ростов-на-Дону – регионы, для которых характерно изобилие рейсов в Грецию. Самое популярное направление – Ираклион. Из Москвы, а также из ряда других городов, регулярные и чартерные рейсы отправляются на Крит (аэропорты Ираклион и Ханья), на Родос, Кос, Закинф и Корфу. Многие туроператоры ставят именно на островной отдых в Греции, причем в этом году наиболее активно осваивается Кос. По словам Александра Цандекиди, в общем объеме заметно увеличилась доля Крита. Тем не менее, по-прежнему, на первых местах по объему у «Музенидиса» и других операторов – Халкидики. «Лабиринт», «Южный крест» предлагают также отдых на полуострове Пелопонес и довольны продажами.

С июня идет активное «прореживание» рейсов и сокращение заявленных объемов. Причем, по словам г-на Цандекиди, трудности игроков туристического рынка опять усугубила Росавиация. «В прошлом году в Грецию летали только два назначенных перевозчика – «Аэрофлот» и «Трансаэро». В этом году полеты разрешили и другим авиакомпаниям, но туроператоры, боясь оказаться не у дел, в первую очередь взяли блоки именно у этих двух перевозчиков. А они занимают жесткую позицию: заявил рейсы – как хочешь, но летай. Хотя сейчас, по моим сведениям, и эти авиакомпании уже готовы идти навстречу и отменить, по крайней мере, часть рейсов из Москвы», – говорит г-н Цандекиди. Договориться с региональными перевозчиками проще, значительная часть цепочек из различных городов уже отменена. «Перевозка постепенно приводится к спросу», – говорит Анна Подгорная.

В целом же, по словам туроператоров, «все не так уж плохо». «Июнь традиционно провальный месяц, есть шанс, что перевозка стабилизируется, и уже к середине июля ситуация улучшится», – считает Анатолий Гаркушин. «Обрушить рынок может только тот, кто держит львиную долю направления. Тот, у кого доля просто большая, может его только подпортить», – говорит Анна Подгорная.

 

Екатерина Сирина, RATA-news