Пегас
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Льготные кредиты получат «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Росавиа»

Первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера доложил президенту Дмитрию Медведеву о мерах правительства по стабилизации ситуации на авиарынке. «Приняты решения для изменения этой ситуации,— цитирует вице-премьера ИТАР-ТАСС.— В том числе по линии ФАС принято решение, ограничивающее деятельность компаний, завышающих цены на авиатопливо, введены штрафные санкции для должников». Также, добавил г-н Шувалов, Минфином предложена схема предоставления кредитных ресурсов для определенных компаний общим объемом до 30 млрд. руб. В частности, по словам первого вице-премьера, эти деньги получат «Аэрофлот», «Трансаэро» и создающиеся госкорпорацией «Ростехнологии» и правительством Москвы «Российские авиалинии» («Росавиа»).

Источник «Коммерсанта» в Минтрансе подтвердил, что подготовлено и согласовано постановление правительства, которое уточнит критерии выдачи кредитов на поддержание авиаперевозчиков. По словам собеседника, на деньги могут рассчитывать компании, которые перевозят более 1 млн. пассажиров в год, причем более половины — на регулярных рейсах. Эксперты авиарынка уверяют, что уже определен список всего из пяти авиакомпаний, которые смогут получить кредиты. Кроме названных Игорем Шуваловым перевозчиков в нем якобы фигурируют UTair и отдельно ГТК «Россия», которая должна войти в «Росавиа».

В «Трансаэро», которая раньше отрицала необходимость в госсредствах, сообщили, что уже привлекли кредит у Газпромбанка «на условиях, определенных правительством». Сумма кредита не раскрывается. Сейчас авиакомпания ведет переговоры о кредитах с ВТБ и Сбербанком. «Росавиа» уже согласовала получение около 5 млрд. руб. от ВТБ. В «Аэрофлоте» лишь отмечают, что госкредиты «помогут компании в условиях низкого зимнего сезона».

Отраслевые эксперты удивлены тем, что Игорь Шувалов не назвал двух крупнейших российских внутренних перевозчиков — «Сибирь» и UTair. «Сейчас деньги особенно нужны тем, кого кризис застал в процессе обновления флота», - полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что в такой ситуации находится «Сибирь», а UTair только приступила к проведению тендера на закупку новых самолетов. В то же время, по мнению эксперта, «Аэрофлоту» «государство и так обеспечивает колоссальные субсидии в виде “пролетных” денег» на сотни миллионов долларов, а финансовая ситуация в «Трансаэро» «не вызывает тревоги». Гендиректор UTair Андрей Мартиросов, впрочем, не говорит о срочной необходимости госкредитов, уточняя, что «компания продолжает нормальную работу с теми банками, с которыми сотрудничала всегда».

Параллельно государство пытается предотвратить новый виток кризиса на авиарынке и сгладить его последствия для пассажиров путем усиления контроля над авиакомпаниями. Но если деньги дают избранным, то контролировать будут всех. По словам заместителя главы Росавиации Владимира Чертока, ухудшение финансовых и производственных показателей может являться основанием для ограничения, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта. Без этого документа авиакомпания не может выполнять полеты. «Недобросовестные перевозчики будут с рынка убираться, этот процесс уже идет», - пояснил чиновник.

Полномочия Росавиации в области финансового контроля и критерии допуска авиакомпаний к перевозкам будут уточнены дополнением к Федеральным авиационным правилам и утверждены приказом Минтранса. Источник в министерстве добавил, что новая процедура будет действовать уже с летнего сезона 2009 года. «Мы полагаем, что каждая новая авиакомпания должна доказать способность выполнения заявленного объема полетов на ближайшие два года, а также в течение первых трех месяцев при условии полного отсутствия выручки», — говорит собеседник. Действующие перевозчики должны отчитываться перед Росавиацией перед началом летнего и зимнего сезонов. Критерии оценки — коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и ряд других.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что введение новых правил ограничит выход на рынок новых перевозчиков, особенно в условиях кризиса. В частности, с необходимостью резервирования значительных средств может столкнуться «Росавиа». «Если сертификат эксплуатанта будет получать новое юридическое лицо с заявленным сегодня объемом перевозок, то размер резерва средств может достичь 10 млрд. руб.»,— полагает Олег Пантелеев. В то же время действующие авиакомпании выражают готовность предоставлять Росавиации данные и не опасаются, что новые требования создадут им проблемы.