Туристы – редкие гости в музея северных городов

Новейшая история поставила перед коллективами музеев, имеющих многолетнюю историю, вопрос - как привлечь посетителей? Раньше музейщики этой проблемы не знали. Все туристические маршруты начинались непременно с посещения музеев. Сегодня о том, где они находятся, зачастую не знают даже учителя местных школ. Об этом говорили участники семинара, посвященного взаимодействию музеев Апатитско-Кировского района и турфирм.

Главным организатором встречи выступил Центр гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра (КНЦ) РАН, а конкретно Татьяна Писарева - хозяйка выставочного зала КНЦ.

Директор Кировского историко-краеведческого музея Елена Химчук рассказала об истории туризма в Хибинах. Для непосвященных слушателей стало открытием то, что его история насчитывает без малого 80 лет. Участников первой городской конференции Общества пролетарского туризма приветствовал академик геохимик Александр Ферсман. Он-то как никто знал о привлекательности этого края для путешественников, недаром называл Хибины северной Швейцарией. И он же, кстати, являлся редактором первого путеводителя, изданного в 1931 году.

Главной задачей, которую ставило перед собой Общество пролетарского туризма, было повышение культурного уровня граждан - с учетом этого и строилось взаимодействие с музеями. Сегодня картина сильно изменилась. Из 20 тысяч туристов (по официальным данным, в действительности намного больше), посещающих за год Хибины, в музеи находят дорогу немногие. Более известна тропа, пожалуй, лишь в ботанический сад - экзотика все-таки. Тропические оранжереи и виварий сада-института Кольского научного центра, по-прежнему, привлекают приезжих и ребят, ставших редкими гостями практически всех местных музеев и выставок. По словам Елены Химчук, за год в краеведческом музее не побывала ни одна (!) школьная экскурсия.

Хотя учебные заведения с охотой занимаются созданием собственных экспозиций, уровень которых зачастую вполне достойный. Это доказал прошедший в 2009 году фестиваль-выставка музеев Кировска и Апатитов. Его провели при поддержке территориальной избирательной комиссии преподаватели и студенты местного филиала Костромского университета. На выставке были представлены 14 музеев – школьных, вузовских и государственных. «Начинание обязательно продолжим, - сказала участникам семинара главный организатор фестиваля Наталья Войтенкова. - Учтем полученный опыт, кое-что изменим в форме проведения. Но главное мы сделали - заявили о большом потенциале школьных музеев, даже выпустили буклет и диск. И дальше будем работать над тем, чтобы информационное поле расширять».

С этим согласились все участники встречи: чтобы шагать в ногу с современностью, необходимо консолидироваться и заявлять о себе на обновленном информационном пространстве, которое сильно расширилось в последнее время за счет интернета. С готовностью заявили о намерении сотрудничать и те, кто отвечает за формирование туристической политики в администрациях обоих городов. Культурные объекты хорошего уровня в Апатитах и Кировске есть, а вот хорошо оформленных буклетов, которыми охотно пользуются приезжие, информационных щитов - нет. Нет полных и красиво поданных сведений о музеях и выставках даже на специальных сайтах для туристов.

Почему так получилось, обсуждать некогда. Важно этот информационный провал как можно быстрее устранить, поскольку он негативно отражается не только на судьбе местных музеев, но и на культурном уровне современного туризма. Нельзя не согласиться и с тем, что последний сильно обедняет себя, отказавшись от знакомства с настоящим лицом того или иного населенного пункта - его музеями.

Все эти проблемы и предложения о сотрудничестве - вплоть до создания особого маркетингового центра - сформулированы в резолюции, принятой участниками собрания. Документ будет направлена в администрации обоих городов. Ведь без поддержки властей и турбизнеса не справиться. (Мурманский вестник)