Тревелпорт

Инфекцию может остановить современная медицина, а не закрытые границы

По данным китайских авиационных властей, уже 46 международных авиакомпаний временно прекратили полеты в материковый Китай. 15 государств ввели запрет на въезд туристов, недавно побывавших в Китае, в том числе на транзитных пассажиров. Китай уже почти изолирован. Но эксперты сомневаются в эффективности этих мер для борьбы с распространением коронавируса.

С 20 января, когда о новой коронавирусной инфекции заговорили в полный голос, число заразившихся выросло в 80 раз, превысив на сегодня 24 тыс. человек. В последние дни скорость распространения заболевания, хочется надеяться, слегка замедлилась. Такие выводы можно сделать, анализируя сводки Минздрава Китая, которые ежедневно публикуются на сайте Роспотребнадзора.

Так, 21 января в мире был зарегистрирован 291 подтвержденный случай заболевания, вызванного новым коронавирусом (2019-nCoV), подавляющее число (287) – в трех регионах Китая. 23 января больных стало вдвое больше – 633, из них 625 – в Китае, причем, уже в 25 регионах. За 28 января прирост составил 1,6 раза

На утро 5 февраля, по данным китайских властей, было зарегистрировано 24363 подтвержденных случаев заболевания. Причем, и 4, и 5 февраля прирост за сутки составил около 19%, что ниже, чем за предыдущие дни. Однако число заболевших так велико, что снижение на 1-2% мало что дает. Говорить о спаде рано: по оценкам некоторых экспертов, инфекция на подъеме.

Обнадеживает, что подавляющая часть случаев (более 16,6 тыс.) приходится на провинцию Хубэй, с которой все и началось. При этом большинство случаев заболевания протекает в легкой форме, около 13,2% – в тяжелой. Летальность составляет 2% (491 случай, из них 479 – в провинции Хубей).

Для сравнения, в 2003 году вспышка атипичной пневмонии охватила втрое меньше людей – примерно 8 тыс. человек, однако летальность в ходе эпидемии составила 9%. Считается, что вина за это лежит на китайских властях, которые в начале эпидемии скрывали случаи массового инфицирования и блокировали все сообщения о вспышке новой инфекции. В итоге, за два месяца заражение распространилось на соседние Гонконг и Вьетнам, а в конце февраля 2003 года и на другие страны. В случае с «уханьским» коронавирусом власти Китая – и это признается всеми – действовали быстро и правильно, приняв все необходимые меры, не скрывая информацию от мировой общественности, а главное, оперативно изолировав источник инфекции – провинцию Хубэй.

Китай уверен: оснований для паники нет. Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что страна принимает все возможные меры для предотвращения распространения коронавируса на другие страны. Китайцам вторит Всемирная организация здравоохранения, которая по-прежнему определяет происходящее как эпидемию, но не пандемию. Ее эксперты также не видят необходимости в ограничении международного туризма, за исключением поездок в конкретные районы Китая.

Тем не менее, признаки паники есть – и на уровне государств, и на обычном человеческом. Россия ограничила с Китаем железнодорожное сообщение, а с 1 февраля – и авиационное. Сейчас между нашими странами летает только «Аэрофлот» и четыре китайские авиакомпании. Обслуживание происходит исключительно в терминале F аэропорта «Шереметьево». Россия также вводит полный запрет на транзитные перелеты иностранных граждан из Китая. Об этом вчера сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. А с 14 февраля перестанут летать и чартеры в Китай.

Однако запрет на полеты авиакомпаний в регионы Китая, в которых распространяется коронавирус нового типа, не может считаться абсолютным и надежным способом борьбы с проникновением болезни в другие страны. Об этом заявил эпидемиолог Дэвид Хейман, выступая в британском аналитическом центре в области международных отношений Chatham House. По его словам, границы и закрытое авиасообщение не могут остановить инфекционные заболевания. В частности, инфицированные могут воспользоваться рейсами авиакомпаний других государств и транзитом прибыть в страны, запретившие полеты своих перевозчиков в Китай и из Китая. Эксперты Chatham House считают, что гораздо важнее совершенствовать и укреплять национальную систему здравоохранения, способную незамедлительно реагировать на первые признаки болезни.

Возможно, все эти ограничительные экстрамеры потому и принимаются, что во многих странах не уверены в возможностях своей медицины?

Напомним, в 2003 году Дэвид Хейман занимал пост исполнительного директора программ инфекционных заболеваний Всемирной организации здравоохранения и курировал вопросы борьбы с атипичной пневмонией (SARS). Тогда он также предупреждал об опасности преувеличенного страха и паники перед эпидемией, так как это наносит неоправданный ущерб мировой экономике и просто людям. В частности, эпидемиолог настаивал, что не стоит избегать путешествовать из-за боязни заразиться вирусом, так как было зарегистрировано всего лишь несколько случаев, когда зараженные атипичной пневмонией оказывались на борту самолета. «Болезнь не передается легко. Носить маски на улицах ни к чему. У нас нет доказательств того, что атипичная пневмония может распространяться внутри самолета», – пояснял тогда Дэвид Хейман.

По его словам, о нынешнем коронавирусе также пока недостаточно информации. И, как ни странно, его распространение в другие регионы за пределами Китая дает больше возможностей для его изучения. А, значит, и преодоления болезни.

Светлана Ставцева, RATA-news