Travelport с 18 января

Разрыв отношений арабских стран с Катаром перекроит рынок перевозок в регионе

Сразу семь стран объявили вчера о прекращении с 5 июня дипломатических отношений с Катаром – Саудовская Аравия, ОАЭ, Ливия, Бахрейн, Йемен, Египет и Мальдивская Республика. Они обвинили Катар в поддержке террористов и дестабилизации ситуации внутри арабских государств.

Европейские и российские внешнеполитические ведомства занимают осторожную позицию, призывая участников конфликта решить проблемы мирным путем. «Это двусторонние отношения конкретных государств. Мы в их решения не вмешиваемся», – прокомментировал событие глава МИД РФ Сергей Лавров. Британский МИД также ограничился лишь рекомендациями своим гражданам, которые планируют лететь в Катар, уточнять статус рейса у авиакомпании или туроператора.

Тем не менее, по словам экспертов, произошедшее – беспрецедентное событие для арабского мира. Несмотря на внутренние противоречия, он всегда оставался единым целым. Очевидно, что нынешний раскол будет иметь серьезные последствия не только для Катара, так как эта маленькая страна играет заметную роль в мировой экономике.

Сложность ситуации в том, что Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ объявили не только о разрыве дипломатических отношений с Катаром, но и о прекращении с ним морского и воздушного сообщения. В Катар перестают летать Etihad Airways, FlyDubai, Emirates и Air Arabia. Они уже объявили об аннуляции рейсов и возврате билетов. Egypt Air отложил со вторника 6 июня рейсы в/из Дохи и сообщил о закрытии воздушного пространства с Катаром. Затем Qatar Airways через свой сайт сообщила, что прекращает полеты в Саудовскую Аравию. Насчет отмены катарской авиакомпанией рейсов в Дубай, Абу-Даби и Каир пока заявлений не было, но они ожидаются.

По словам генерального директора компании «Арт-Тур» Дмитрия Арутюнова, Катар как туристическое направление на российском рынке представлен слабо. «Это интересная, но довольно закрытая страна. Мы какое-то время пробовали ее предлагать туристам в качестве альтернативы Эмиратам, но сложности с визами, вернее, отказы в них, свели эти усилия на нет», – пояснил он RATA-news. Остановка авиакомпанией Qatar Airways полетов в Эмираты также вряд ли отразится на российском турпотоке в эту страну. «Qatar Airways и не была на направлении слишком востребована, так как туристы предпочитают прямые рейсы. Их сейчас из России в Эмираты много, в том числе из восьми российских регионов летает бюджетный перевозчик FlyDubai», – сказал г-н Арутюнов.

Qatar Airways привлекает пассажиров не столько поездками в сам Катар, сколько возможностью летать из Европы в Азию или Австралию с удобной пересадкой в Дохе. По данным IATA, лишь 15-20% пассажиров из Европы летит непосредственно в Катар, остальные транзитом направляются по популярным курортным направлениям – Бали, Гоа, Мальдивы, Шри-Ланка, Сингапур. «В качестве транзитного перевозчика Qatar Airways очень востребована и на российском рынке. Туристы активно ею пользовались, потому что это качественная авиакомпания с прекрасным новым флотом и вполне адекватной ценовой политикой», – пояснил RATA-news генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян.

С Россией у Катара авиасообщение сохраняется, как и с большинством названных курортных направлений. Мальдивы, кстати, пока не заявили о запрете на полеты Qatar Airways и не отменили своих рейсов. С другой стороны, учитывая, что воздушную блокаду Катару устроили его ближайшие соседи, Qatar Airways придется тщательно продумывать пути облета закрытых пространств. «Пока возможности для облета по нейтральной полосе остаются. Но говорить что-то более определенное трудно, мы ждем официального сообщения от авиакомпании», – заметил г-н Мурадян.

В российском представительстве Qatar Airways комментариев пока не дают.

Некоторые международные эксперты говорят, что в нынешней ситуации национальный катарский перевозчик фактически никуда не сможет вылететь, так как основным коридорами вылета для него были Саудовская Аравия и Бахрейн. Как пишет Al Jazeera, Qatar Airways сможет летать в Европу через Иран и Турцию, но это повлечет дополнительные многомиллионные расходы. Авиакомпания будет вынуждена менять маршруты полетов, длительность многих рейсов неизбежно увеличится, а значит, вырастут траты на топливо, и, как следствие, цены на билеты. Не исключено, как считают некоторые эксперты, что в сложившейся ситуации правительство Катара вообще поставит свою авиакомпанию на прикол – благо средства одной из богатейших стран мира это позволяют. Но в любом случае для Qatar Airways нынешнее положение чревато большими убытками. К чему, видимо, и стремятся арабские страны.

Эксперты уверены, что нынешние ограничения «аукнутся» не только Qatar. Из-за падения пассажиропотока понесут потери и перевозчики стран-организаторов блокады. Но кто-то и может выиграть. По словам Артура Мурадяна, если ситуация не стабилизируется, поток Qatar Airways на экзотических направлениях вполне могут «подобрать» Singapore Airlines и Emirates. И цены на их билеты, скорее всего, вырастут.

 

Светлана Ставцева, RATA-news