Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Фестиваль «Гжель 2.0» вдохновил на перемены местных жителей и мастеров

07:58, 7 октября 2019

Фестиваль «Гжель 2.0. Вчера – сегодня – завтра», анонсированный в августе по инициативе Российского союза туриндустрии (РСТ), Союза дизайнеров России и Союза «Гжель», состоялся. Мероприятие прошло в рамках национального проекта «Культура».

В рамках встречи прошла панельная дискуссия о будущем Гжели. Спикеры рассуждали о перспективах формирования арт-кластера на территории Гжели, включая реконструкцию транспортной и туристической инфраструктуры, создание новых точек питания и объектов размещения, магазинов, многофункционального музея с культурно-образовательными программами для разных сегментов аудитории, развитие событийного туризма и т.д. Много вопросов и дополнений по существу прозвучало также из зала.


Директор Регионального союза туроператоров – отделения РСТ Московского региона Марина Лабутина высказала мнение, что подмосковные народные художественные промыслы (НХП) и Гжель в частности находятся в выгодном положении, поскольку рядом расположена столица страны. Москвичи регулярно выезжают в туры выходного дня, но в Гжель пока поток минимальный. По мнению г-жи Лабутиной, для создания стабильного турпотока операторам нужны настоящие музеи с профессиональными гидами: «На этой территории необходимо сделать музей Кузнецова, создателя производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий, ведь это самое известное имя и династия этой земли. Может быть, нужен музей фарфора, объединяющий все соответствующие производства страны. Хотелось бы видеть в Гжели другие интересные аттракции, возможно, объекты отдыха, а не только производства и мастер-классы».

Марина Лабутина также полагает, что пока в Гжель рано привозить иностранных туристов, поскольку изделия можно приобрести в фирменных московских магазинах, а у турпродукта нет красивой обертки. «Надеюсь, прошедший конкурс показал, как можно «завернуть» гжельский продукт, чтобы он стал продаваемым. Тогда и количество туристических групп увеличится. И обязательно надо использовать опыт итальянских керамистов из Деруты – города-побратима Гжели. Они тоже прошли нелегкий путь, но научились зарабатывать на своей керамике», – подчеркнула она.

Директор департамента регионального развития и приоритетных проектов Минкультуры РФ Ольга Юркова поддержала идею создания музеев: «Со своей стороны обещаю, что по музею будет поручение минкультуры Московской области. Нужна единая концепция, только комплексный подход поможет глобально решить вопросы по питанию и транспорту, развитию туризма». И предложила гжельским мастерам объединиться, чтобы запатентовать «гжельский мазок». Весьма своевременное предложение, учитывая сегодняшние реалии и конкуренцию в сфере дизайна и технологий.


Руководитель отделения керамики и фарфора Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства России Валентин Розанов напомнил, что традиция Гжели прослеживается на протяжении почти 700 лет. Он призвал ее беречь, назвав питательной средой для роста и развития: «Проблема в том, что с одной стороны у нас дизайнеры, а с другой – традиционные художники. Поддерживать надо, прежде всего, художников, мастеров – носителей гжельской культуры, без них и туризма не будет».


Вместе с тем, Марина Лабутина уверена, что нет смысла противопоставлять деятельность дизайнеров и художников. Дизайнер может помочь в продвижении работ художника, создании упаковки. Конкурс уже выявил начинающих дизайнеров, которым Гжель по-настоящему интересна.

Местный художник-керамист Валентин Криворуков добавил, что это отличная идея – позволить студентам расписывать, к примеру, те же заборы как арт-объекты. Еще он предложил сделать общую производственную базу для художников-керамистов и приглашать туда не только российских, но и зарубежных мастеров. Он не сомневается, что и туристам, и специалистам будет интересно понаблюдать за процессом изготовления фарфора.

Генеральный директор и учредитель группы компаний «Керамика Гжели», председатель правления Палаты народных промыслов и ремесел Раменского района Сергей Акентьев также считает, что Гжель, прежде всего, должна быть узнаваема среди молодежи. Если молодое поколение не будет об этом знать, то народный промысел перестанет существовать. Он полагает, что вновь пора снимать научно-познавательные фильмы о гжельском фарфоре, как когда-то это делали в СССР.


По оценке руководителя направления Culture&Science фонда «Сколково», куратора проекта «Дни промдизайна в Сколково» Елены Пантелеевой, работы для конкурса были отобраны достойные, тем более что это дебют. «Сейчас Гжели нужно придумать элементы позиционирования с использованием бренда. Присмотритесь к опыту коллег из Екатеринбурга. Город предлагает сувенирную продукцию – кружки, карандаши, футболки, и все такое красивое, качественное, хочется увезти с собой. В фирменном белоголубом стиле надо оформлять детские площадки. И конечно, создавать 3D-туры, онлайн-экскурсии, то есть делать героями культурной повестки местных художников и ремесленников».

Директор по маркетингу туроператора «Анкор» Ирина Маштакова предложила учредить в Гжели День мастеров. И проводить его на улице, включив в программу также исторические мотивы, а не только русскую народную тему – ярмарку, песни и пляски. Такие событийные мероприятия привлекут для начала однодневных туристов, прежде всего, школьные группы, а следом оживится турпоток в целом.


Художник, автор и руководитель проекта «Гжельское море» Олег Тюленев видит развитие народно-художественного промысла через просвещение. По его мнению, начинать надо с того, что Гжель – это не только «синее» наследие. «Рассказываем, какой Гжель была еще до войны, показываем на выставках нашу майолику – а люди не верят, что это настоящая Гжель. Нужно просвещать людей, планомерно восстанавливать свою историю. Сейчас многие изучают свою родословную, как, например, хозяйка дома Шамаевых. Ее уникальный дом в этом году заслуженно победил в конкурсе».


Речь идет о конкурсе на самый красивый и аутентичный дом, который также прошел в Гжели. Первое место в конкурсном спецпроекте «Арт-дом» получил дом Шамаевых, второе досталось дому Моревых, а третье – дому Рубцовых.

Глава наблюдательного совета Фонда Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Громова была весьма тронута историей дома Шамаевых и людей, которые там жили. Она от себя лично наградила денежным призом и подарками Юлию Удалых, которая провела трудоемкую работу по восстановлению и сбору документов.


Инициатор проектов по продвижению Гжели, организатор всех мероприятий, начиная с первой экспертной поездки на местные предприятия два года назад, вице-президент РСТ Ольга Санаева подытожила итоги фестиваля «Гжель 2.0». «Мы очень надеемся, что проект не завершился, потому что уже готовимся к событиям следующего года. Самое главное, что мы вдохновили самих гжельцев – художников, ремесленников, местных жителей. Судя по откликам, мероприятие получилось. Некоторые прямо заявляли – давайте украшать свои города. Иногда для начала достаточно просто навести порядок в своем дворе. Люди поняли простые важные вещи, которые надо делать, чтобы менять жизнь к лучшему», – сказала она RATA-news.


Ольга Санаева также отметила, что Минпромторг РФ с интересом ждет отчета о мероприятии и готов включаться в проекты развития Гжели. «Минкультуры тоже продолжит нам помогать. Очень хорошо на наши инициативы отреагировал врио главы Раменского муниципального района Виктор Неволин. Договорились встретиться и обсудить дальнейшие шаги по продвижению Гжели и созданию туристического кластера, решить вопросы по конкурсу на будущий год».

Наталья Панферова, RATA-news
Фото автора и Елены Матвеевой

Обсудить в telegram

вам может быть интересно