Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Спасибо всем, у кого не опустились руки

Скорее всего, очередные поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сегодня будут приняты. Нет смысла гадать до голосования, какими они будут. Просто представим на минутку, что был бы принят один из проектов, внесенных в сентябре прошлого года: 100 или 150 млн. финансового обеспечения и для выездного, и для въездного туризма. Представили? Одним эта картина понравилась, других возмутила. Здесь у всех свои интересы.

Первым хочется подавить конкуренцию любой ценой и либо работать на монопольно высокой прибыли, либо продать свой бизнес подороже. Вторые хотят просто выжить, и конкуренции они не боятся, поскольку знают, что в их фирмы, маленькие или большие, клиент идет, а потом еще и возвращается. Это и есть рынок, который, следуя законам своего развития, должен и укрупняться, и диверсифицироваться, и существовать во всем разнообразии - от чартерных фабрик путешествий до специализированных нишевых компаний.

Впрочем, сторонников введения единых размеров финансового обеспечения судьба «нишевиков» не интересует. Не хотят платить за гарантии, во много раз превосходящие объемы их бизнеса, пусть уходят с рынка. Лоббистов повышения фингарантий беспокоят туроператоры второго эшелона, у которых объемы продаж может и меньше, но на рынке они себя чувствуют устойчиво. У них меньше и рисков, и зависимости от кредитов. И, в конечном счете, именно они оказываются ликвидными для инвесторов.

Причем, опять-таки, боятся этого второго эшелона не все крупные туроператоры, а лишь те, кто не видит для себя перспективы развития без опоры на нерыночные методы конкуренции и цепляется за административный ресурс. Те, кто, сколько бы ни надувались, не способны наладить эффективное внутрифирменное управление, не могут остановиться в строительстве финансовых пирамид. Те, кому остается одно из двух - либо быстрее продать свой бизнес, либо его просто потерять.

Поэтому-то вся эта история с финансовыми гарантиями и не решается в пользу потребителя. Поэтому-то борьба в коридорах власти идет за суммы, а не за механизмы финансового обеспечения. Поэтому чиновникам и журналистам рассказываются сказки про то, что фингарантии в сфере въездного туризма работают, а если их снизить, страну захлестнет волна нелегальной миграции. Это просто желание не развивать туристический рынок, а цинично его поделить.

И все-таки во властных структурах находятся здравомыслящие люди, которые не идут на поводу у апологетов такого пути «развития». И это дорогого стоит. Сегодняшний вариант закона - заслуга многих людей: из бизнеса, из общественных организаций, из госаппарата, из средств массовой информации. Это заслуга тех, чья хата не с краю, чьи руки еще не опустились и чей голос слышен, несмотря ни на что.

Сегодня будет принят закон пусть несовершенный, но для рынка некритичный. Он оставляет шанс для сохранения конкурентной среды в сфере туризма и создания механизмов реальной защиты прав путешествующих. Будет ли это день победы, судить вам. Но он точно не станет днем поражения. (Сергей Шпилько, специально для RATA-news)