Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Что думают туроператоры о новых мерах правительства

04:23, 9 апреля 2020

Вчера на сайте правительства было опубликовано распоряжение от 7 апреля 2020 года №909-р о выделении туроператорам 3,5 млрд рублей на выплаты компенсаций туристам за невозвратные билеты, проданные в составе турпакетов.

В тот же день глава Ростуризма Зарина Догузова выступила с обращением, в котором объяснила, что из этих денег туроператоры смогут возместить затраты, связанные с невозвратными тарифами по авиаперевозкам в составе турпродукта. Также туроператорам будет компенсирована стоимость вывозных рейсов из стран, в которых были введены ограничения в связи с распространением коронавируса. Стоимость авиабилетов в составе турпродукта составляет, по словам главы Ростуризма, в среднем порядка 50%, поэтому предоставляемая субсидия позволит туроператорам компенсировать часть затрат и выполнить максимум обязательств перед туристами за отмененные туры. В ближайшее время Ростуризм начнет сбор заявок от туроператоров на возмещение их убытков в части авиаперевозок. Вчера же появилось распоряжение от 4 апреля 2020 г. N 898-р о возможности использования туроператорами средств фондов персональной ответственности при ассоциации «Турпомощь» для выплат туристам за аннулированные туры. Если путешествие планировалось в период с начала действия ограничительных мер до 1 июня 2020 года, то денежные средства возвращаются туристу за счет фонда персональной ответственности туроператора на основании представленного не позднее 15 апреля 2020 года в «Турпомощь» уведомления о возврате. Механизма «распечатывания» фондов персональной ответственности еще нет. Ожидается, что подзаконнный акт, регламентирующий этот процесс, появится сегодня.

Как полагают в большинстве компаний, они не смогут полностью компенсировать туристам стоимость несостоявшихся туров. Хотя многое будет зависеть от того, в каком объеме и на каких условиях они получат доступ к своему фонду. О своих ожиданиях и опасениях они рассказали RATA-news.

Татьяна Ванд, «Ванд Тревел»: «Пока наши юристы разбираются с полученными документами и новостями. Многое неясно. А туристы, услышав о возможности получения денег, уже штурмуют агентства. Никто ничего переносить в этой ситуации не будет, люди захотят получить живые деньги, потому что уверенности в экономической стабильности ни у кого нет.

Деньги из персонального фонда предоставляются туроператору на конкретные цели – на возврат стоимости туров. Мы планируем пустить их на те случаи, где большие штрафы, фактически понесенные потери. С другой стороны, это же собственные деньги оператора, и он вправе распоряжаться ими так, как считает нужным в данный момент. Например, апрель-май турбизнес продержится, но если придется сидеть без работы еще два-три месяца, эти средства очень бы пригодились. Если я получаю деньги от государства, за них надо отчитываться, и это понятно. Но почему я должна отчитываться за свои же средства? Мне кажется, надо предоставить туроператорам право воспользоваться 70% накопленной суммы ФПО, остальные 30% оставить, на всякий случай.

К тому же не совсем понятно, к чему такая спешка с распечатыванием фондов персональной ответственности. Почему все надо успеть с уведомлением до 15 апреля, а не мая, например? Очевидно, что в ближайшие два-три месяца мало что изменится на рынке».

Артур Мурадян, Space Travel: «3,5 млрд рублей – это, на мой взгляд, больше косвенная поддержка авиакомпаний, чем туроператоров. У туроператоров сейчас другие проблемы. Уже все понимают, что до середины лета работы не будет, даже если страны начнут постепенно открывать границы. Полностью ограничения на поездки даже в популярные страны будут сняты, скорее всего, к концу осени. Соответственно встает вопрос выживания турфирм.

Поддержка должна быть направлена, во-первых, на сохранение штата сотрудников и, во-вторых, на обеспечение их деятельности. В-третьих, если мы сейчас начнем за счет средств персонального фонда возвращать стоимость туров, то, по сути, подставим и агентов, которые тоже должны будут возвращать свою комиссию, а у них огромные проблемы с ликвидностью, ее просто нет. Так как туроператоры отвечают за агентства, то мы тоже окажемся втянуты в суды по тем турам, где мы от себя вроде бы стоимость вернули, а агенты нет, поскольку 100% – это с агентской комиссией.

Думаю, сейчас реально помочь турбизнесу может только мораторий на возвраты денег до конца 2021 года. Допускаю возвраты частичные – незащищенным слоям населения только в рамках ФПО до конца 2020. Вообще из средств ФПО операторы смогут выплатить всего от 5% до 30% стоимости туров, многим не хватит на полный возврат. Поэтому далеко не все будут распечатывать фонд. Мы распечатаем, потому что по большей части туров мы уже возвраты сделали, и того, что есть в фонде, нам хватит, чтобы заплатить по оставшимся обязательствам. Кроме того, вернем себе часть денег, чтобы сберечь компанию, поддержать сотрудников».

Елена Попова, «Старый город»: «Не знаю, радоваться или грустить, что нам разрешили воспользоваться своими же деньгами! Тем более что когда в начале марта обсуждались первые меры поддержки, нам обещали помощь именно государства.

Конечно, нам эти деньги сейчас помогут. «Старый город» входит в число компаний, у которых фонд полностью сформирован, и 7% от оборота – это серьезная сумма. Но у многих операторов, насколько я знаю, она не превышает 3-4%. Хватит ли такой суммы на покрытие долгов, не знаю. Но это тоже деньги, и они помогут многим компаниям выйти из положения. Однако в целом рынку, мне кажется, только эта мера не поможет».

Сергей Толчин, «Интурист»: «Обе меры, предложенные правительством, безусловно, помогут рынку. То, что правительство выделяет 3,5 млрд рублей на невозвратные билеты в составе турпродукта, можно только приветствовать. Но нам и другим массовым туроператорам субсидии по авиабилетам на регулярных рейсах не так сильно помогут, потому что в общем портфеле доля таких продаж невелика. Обычно они продают на регулярной перевозке не более 10% туров. Поэтому субсидии для компенсаций убытков, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, покрыть все наши потери не могут. Но в отдельных случаях она будет очень актуальна. Например, Италия была официально закрыта одной из первых, спрос был хороший, много туров было продано на регулярке. А компенсировать надо 100%, без фактически понесенных расходов, как в других случаях.

Эффективность использования фондов персональной ответственности сейчас обсуждать трудно, так как неясен механизм доступа к этим средствам. Эти деньги сейчас очень нужны, но они тоже закроют лишь часть проблем, потому что они в любом случае меньше тех средств, которые туроператоры в ожидании сезона перечислили авиакомпаниям по чартерным программам, отелям и другим партнерам. Плюс не стоит забывать о вынужденной остановке зимних полетных программ».

Дмитрий Арутюнов, «Арт-Тур»: «Мы не будем распечатывать персональный фонд. Пока. Что будет завтра, не знаю. Но сейчас наше положение не таково, чтобы мы расходовали последние деньги. Мы урегулировали свои отношения с агентствами, мы не закредитованы, основные убытки несем по зарплате и аренде. Не вижу смысла забирать деньги из ФПО еще и потому, что этот фонд надо же будет потом восстанавливать, иначе мы сможем заниматься выездным туризмом.

Выделение государством 3,5 млрд рублей на компенсацию за невозвратные авиабилеты мне кажется значительной мерой. Если, конечно, деньги не уйдут одному-двум крупнейшим туроператорам. Нам бы они точно пригодились. У нас не было своих вывозных рейсов, но многим нашим туристам, которые застряли в разных стран, авиабилеты мы покупали сами. Уже подготовили документы, на $10-15 тысяч точно наберется.

Очень важно, на мой взгляд, сейчас принять еще одно решение, которое, образно говоря, определило бы устройство «послевоенного мира». Уверен, что, как только ситуация на рынке стабилизируется, мы получим шквал судебных исков от туристов. Понятно, что при экстренной эвакуации туристам пришлось столкнуться с множеством неудобств – у кого-то отдых сократился на несколько дней, кто-то оказался в отеле не той категории, а кто-то вместо трех завтраков получил два и т.д. Чтобы мы и агентства не превратились в бюро по приему претензий, а смогли бы просто работать, надо сразу договориться о том, что туроператор возвращает стоимость туров, но не обязан компенсировать все убытки по форс-мажору.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно