Travelport с 18 января

Монды-Ханх - прямой путь из Иркутска на Хубсугул и далее

Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Но вопрос о необходимости придания международному переходу статуса «многосторонний» обсуждается давно – чтобы пунктом пропуска могли пользоваться граждане третьих стран, в том числе и для увеличения въездных турпотоков в Россию и Монголию.

Однако Федеральная таможенная служба России считает, что изменение статуса МАПП не приведет к увеличению пассажирского потока. Такое мнение может серьезно повлиять на уровень финансирования работ на пограничном переходе. Насколько обоснованы намерения пограничников и сомнения таможенников? Об этом RATA-news рассказал иркутянин, редактор журнала «Россия и Монголия», член Комитета по внешнеэкономической деятельности ТПП Восточной Сибири Владимир Бережных.

 - О возможностях отдыха на озере Хубсугул в Монголии большинство иркутян узнало не так давно. Но сегодня это направление стало не только популярным, но и модным, особенно среди рыбаков и владельцев «крутых» джипов. Мне достаточно часто приходится пересекать границу поселке Монды (фото) - на Хубсугуле мы ежегодно проводим так называемые Караваны дружбы, в составе которых в Монголию выезжают делегации муниципальных образований Иркутской области. Уверен, что увеличение пассажиропотока и оборота грузов через этот пункт пропуска вырастет в ближайшие три-четыре года, как минимум, втрое.

За это время будет отсыпана автодорога Хатгал – Ханх, которая, соединившись с дорогой Мурэн – Хатгал (она достраивается в рамках проекта «Дорога тысячелетия»), обеспечит транспортный коридор Иркутск – Мурэн – западные аймаки Монголии. А в перспективе – и западные провинции Китая. То есть этот транспортный коридор открывает новые возможности для расширения экономического пространства сибирских регионов за счет малоосвоенных монгольских территорий, а также для увеличения туристических обменов, в том числе и в направлении России через Монголию. Точно также и для западных монголов откроются возможности приезжать, например, в Иркутск, напрямую, а не через Улан-Батор, а это тоже новые возможности для них.

Поэтому вопрос существования дороги Ханх - Хатгал (фото) для нас не безразличен.

Поэтому необходимо убедить Великий государственный хурал (парламент) и правительство Монголии, чтобы страна выделила средства на строительство дороги Хатгал – Ханх. Большинство населения и руководство Хубсугульского аймака прекрасно понимают, что «бездорожная» изоляция Хубсугульского аймака, точнее, его северной, приграничной окраины не способствует развитию территории. И одна из главных целей Караванов дружбы - укрепление экономических связей аймаков, входящих в Хангайскую зону. И туризм в этих связях играет далеко не последнюю роль.

Сегодня на Хубсугуле, по разным данным, от 35 до 50 турбаз, большинство построены и работают с участием американцев, чехов, китайцев, корейцев. И только 5 из них - на севере Хубсугула, вблизи поселка Ханх, все - с российским участием. Эти базы (фото) вносят реальный вклад в экономику сомона (административно-территориальная единица в составе аймака), дают местным жителям работу, покупают у них продукты, сувениры.

Но существуют они на грани выживания, поскольку туристический сезон неравномерен, а потенциальным туристам все сложнее и дороже получать монгольскую визу. Можно предположить, что количество турбаз здесь увеличиваться уже не будет, но остается серьезный резерв роста объемов туризма за счет более эффективной и планомерной загрузки. Кроме того, перспективен транзитный туризм Иркутск - Монды/Ханх - Хатгал - Мурэн и далее на запад Монголии, в сторону границы с Алтаем, или на восток, через Хангай в Улан-Батор. И этот маршрут, открывающий новые возможности для знакомства одновременно и с Байкалом, и с Тункинской долиной, и с Хубсугулом, будет новой мотивацией для иностранных туристов, чтобы приехать в Иркутск, а оттуда, через Тунку, на озеро Хубсугул.

Расти турпотоки начнут, очевидно, через три-четыре года после присвоения погранпереходу нового статуса. Ведь западные туроператоры еще должны узнать о новых возможностях для комбинированных туров Россия – Монголия, да и кризис мешает. Кроме того, серьезно повлиять на турпотоки может отмена визового режима между Россией и Монголией или, как вариант, обеспечение возможности группового обмена на безвизовой основе по аналогии с Китаем.

А пока, пересекая границу в этом удивительно красивом, и необычном месте (КПП расположен на перевале: на российскую сторону - великолепный вид на горы, а на монгольской за широким степным пространством виден Хубсугул), мне приходится испытывать чувство стыда за убогость КПП с нашей стороны (фото).

Особенно по сравнению с тем, что смогли сделать на своей стороне монголы (фото).