Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Когда туристы смогут посетить Российскую национальную портретную галерею?

10:08, 19 февраля 2010

Недавно на встрече с министром культуры Александром Авдеевым премьер-министр России предложил открыть в здании бывшего московской городской думы (фото), она же бывший музей Ленина, национальную галерею портрета. Эта идея, высказывавшаяся еще представителями первой волны русской эмиграции, для постсоветской России не нова, но на общероссийском уровне никакого воплощения пока не получила, о чем, собственно, и напоминает предложение главы правительства.

Во многих странах турист сталкивается с миниатюрной национальной портретной галереей сразу после пересечения границы, взяв в руки национальную валюту: на купюрах (Литва, Латвия, Украина, Польша) обычно изображаются национальные герои. Образец же организации «портретного дела» демонстрирует Англия, где Национальная портретная галерея (в 2009 году ее посетило около 2 млн. человек) находится в самом центре Лондона, на Трафальгарской площади, в одном здании с Национальной картинной галереей (вход в оба музея, кстати, бесплатный). Ее экспонаты отличаются от экспонатов национальной пинакотеки разве что тем, что на подписи к картине крупным шрифтом значатся имя и фамилия изображенного, а фамилия художника – внизу, петитом. Первые ее «персонажи» принадлежат к очень далеким векам британской истории.

В России же православная церковь издавна, мягко говоря, не поощряла чьи-либо изображения, кроме святых. Отчего и вынуждены мы, потомки, восстанавливать портреты знаменитых наших соотечественников, живших в очень давние времена, например, князя Андрея Боголюбского... по черепам. Принято считать, что портретная галерея русской истории начинается со знаменитой копенгагенской парсуны, изображающей Ивана Грозного. Хотя, вероятно, начинать ее следовало бы с ктиторской фрески 1246 года знаменитой и очень любимой туристами новгородской церкви Спаса на Нередице. Она была написана по заказу Александра Невского и изображала его отца, князя Ярослава Всеволодовича (фото).

 

 

После полувековой реставрации фреска была возрождена и должна вернуться в храм. Совсем недавно специалистами центра имени Грабаря была отреставрирована икона XVI века, на которой рядом со святыми изображен великий князь всея Руси Василий III. Но по большому счету традиция запечатлевать на холсте или доске выдающихся деятелей русской истории начинается в России лишь в конце XVII века.

Традиция дала обильные всходы – трудно было найти дворянский дом или усадьбу, где не было бы хоть небольшой портретной галереи предков. В 1862 году наша страна обзавелась весьма оригинальным подобием национальной портретной галереи – «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Необходимость создания настоящей, живописной галереи отлично понимал и Павел Михайлович Третьяков, начавший ее создание в рамках собственного собрания. Но довести начатое дело до конца он не успел.

А через двадцать лет после его смерти пришли времена, когда вошло в обычай вымарывать из истории, особенно недавней, лица и имена многих выдающихся соотечественников. В той же Третьяковской галерее не перечесть портретов тех, кто был отправлен в заточение, сиречь в запасники – Николай II (кисти Валентина Серова – на фото), Владимир Соловьев, Иван Забелин...

Первый шаг в прежнем направлении был сделан в 1994-м, когда в петербургском Мраморном дворце открылась выставка русских портретов из запасников Русского музея. Характерно, что в народе ее называли выставкой запрещенных портретов. Шестнадцать больших залов, каждый со своей темой – царская семья, придворные, военные, духовенство, богема, галерея одного рода (Строгановы) и т.п. Перед зрителем был зародыш, ядро национальной портретной галереи, пользовавшееся у зрителя огромным успехом – выставка проработала значительно дольше, нежели первоначально предполагали ее устроители. Словом, идея витала в воздухе, «отливаясь» иногда в формы самые неожиданные – тогда же в Ярославле местный ликеро-водочный завод учредил серию поллитровок с красивыми цветными портретами на этикетках «Сто великих имен России», активно раскупавшихся приезжими. Предполагалось устроить национальную портретную галерею в переданном Русскому музею Михайловском замке. Увы, сегодня в нем, судя по официальному сайту, выставляются отнюдь не портреты.

В Северной столице не получилось, так, может, выйдет в Первопрестольной? Такой музей, без сомнения, занял бы весьма заметное место на московском туристическом рынке. Интерес к теме подтверждается хотя бы популярностью нашумевшего прошлогоднего интернет-опроса «Имя России». Людям интереснее именно люди, а не сухие экономические и политические теории.

Организован такой музей должен быть, конечно, по хронологическому, а не «профессиональному» принципу. К какому цеху отнести, например, таких людей, как Николай Львов, Михаил Ломоносов, Александр Бородин, Максимилиан Волошин (на фото его портрет кисти Бориса Кустодиева), Павел Флоренский? Очевидно и то, что портреты должны быть исполнены в строго академической живописной манере, как это опять-таки сделано в Лондоне – национальная портретная галерея не место для авангардистских, постмодернистских и прочих экспериментов.

Но почему именно бывший музей Ленина, недавно переданный Историческому музею? Именно там предполагалось разместить экспозицию, посвященную истории советского периода. Почему никто не торопится начинать реставрацию прилегающего к нему квартала (Старый монетный двор и т.д.), который тоже должен быть передан Историческому музею? И кто будет решать вопрос, кто достоин быть в сем блистательном ареопаге?

Откуда взять экспонаты? Музеи любого уровня вряд ли пожелают с чем-то расстаться. Писать новые портреты или ограничиться копиями шедевров? Кому поручить их исполнение? Вопросительных знаков покуда больше, чем точек, не говоря уж о восклицательных.

Притом, что дело, безусловно, «архиважнейшее», как любил говорить обитатель мавзолея. Для малых российских городов – вдвойне. Именно со знания лиц, имен и деяний знаменитых земляков начинается постижение Истории и своего места в ней на уровне «малой», глубинной России. И некоторые города такие небольшие портретные галереи уже имеют. Но, увы, не Москва и не Петербург... (Юрий Тимофеев, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно