Россия впервые столкнулась с целенаправленным ударом по индустрии гостеприимства
Три в одном. Пятеро туристов-москвичей вышли из самолета в аэропорту Минводы и сели в микроавтобус «Соболь», который по предварительному заказу пришел за ними из Приэльбрусья. Они наверняка предвкушали замечательный отдых. Около 18.45 в Баксанском ущелье их догнала черная иномарка без номеров и прижала микроавтобус к обочине. Двое неизвестных в масках и камуфляжной форме потребовали от пассажиров предъявить документы. В ответ на встречную просьбу туристов также показать документы, люди в камуфляже открыли стрельбу из автоматов. Три человека – Денис Белоконь 1976 года рождения, Вячеслав Кара 1984 года рождения и Ирина Патрушева 1973 года рождения – погибли. Валерий Белоконь (отец Дениса) и Сергей Ефремов получили ранения степени тяжести. Водитель не пострадал, он вызвал скорую помощь и милицию. Это случилось в пятницу, 18 февраля.
В ночь с пятницы на субботу на высоте 3470 м неизвестные произвели подрыв подвижного ролика на 11-й опоре второй очереди канатной дороги «Кругозор – Мир» на склоне Эльбруса. Трос оборвался, в пропасть обрушили 30 кабинок для перевозки лыжников, к счастью, пустых. Никто из людей не пострадал. Мощность взрывного устройства составляла 2 кг в тротиловом эквиваленте. На Чегете, соседнем склоне Эльбруса, спецслужбы остановили работу аналогичного горнолыжного подъемника, чтобы проверить, нет ли там взрывных устройств.
В субботу, 19 февраля, недалеко от гостиниц в центре поселка Терскол был обнаружен заминированный легковой автомобиль. Район оцепили, туристам рекомендовали не покидать номера. Саперы обезвредили три взрывных устройства, оказавшиеся в машине, их общая мощность эквивалентна 70 кг тротила.
Отдых в условиях КТО. В воскресенье с 10.00 в Эльбрусском и на части Баксанского районов Кабардино-Балкарии был введен режим контртеррористической операции (КТО). Места отдыха туристов и горнолыжников в Приэльбрусье взяты под усиленную охрану. Выход на маршруты групп походников был приостановлен, не работали подъемники, туристы и горнолыжники оставались в гостиницах.
Что означает режим контртеррористической операции? Сотрудники силовых органов проверяют у граждан документы, а если их нет, могут доставить в органы внутренних дел для установления личности. Если необходимо, людей могут удалять с каких-либо участков местности или объектов. Контролируются телефонные переговоры, электронная почта и другие каналы связи, может быть даже приостановлено или ограничено оказание услуг связи. Силовики могут отбуксировать транспортное средство и вообще получают право использовать для доставки раненых или для преследования преступников транспорт, принадлежащий организациям или частным лицам. Люди могут быть временно отселены с территорий, на которых введен режим КТО. Ограничивается движение транспорта на улицах и дорогах с 21:00 до 06:00.
Не самые комфортные условия для отдыха.
Впрочем, позже в воскресенье все канатные дороги Приэльбрусья возобновили работу. Туристы попали даже на склон Азау, где взрыв повредил вторую очередь канатки. До станции «Старый Кругозор» их поднимают на гандольной канатной дороге, а дальше до станции «Мир» - на старой маятниковой дороге.
Отказы без раздумий. Редкий случай: как только стало известно о трагедии в Кабардино-Балкарии, туристы тут же стали отказываться от оплаченных туров. Обычно после происшествия проходит не менее суток, прежде чем в турфирмах начинают раздаваться звонки с вопросами об аннуляциях. Но, судя по всему, происшедшее в Баксанском ущелье наложилось на еще свежие воспоминания о другой трагедии – убийстве 6 декабря в Москве спартаковского болельщика Егора Свиридова, в котором обвинен житель Кабардино-Балкарии. Именно после этого турпоток в Приэльбрусье стал заметно снижаться.
«На Новый год у нас было продано довольно много туров в Приэльбрусье, и с хорошей глубиной, - рассказывает руководитель российского отдела компании «Анкор» Елена Шарина. – Но после гибели Егора Свиридова клиенты стали отказываться от поездок в Кабардино-Балкарию. И сейчас спрос на горнолыжные курорты Эльбруса значительно хуже, чем в прошлом году».
Турфирма «Анкор» раз в неделю по пятницам отправляет из Москвы автобус в Приэльбрусье. Это самый экономичный способ добраться до российских гор – 5 тыс. руб. туда-обратно. Туристы загружают лыжи в багажник, садятся в комфортабельный автобус и отправляются на Северный Кавказ. В пути сутки, зато довозят их прямо до входа в гостиницу. Так вот этот автобус практически не загружается, едут от 5 до 20 человек на 40-50 мест. «А теперь мы и вовсе не знаем, пойдет ли автобус в следующую пятницу, - говорит Елена Шарина. – Тем более что дорога одна – через то самое Баксанское ущелье, где расстреляли туристов».
Туристы покидают Приэльбрусье. По экспертной оценке главного редактора газеты «Вольный ветер» Сергея Минделевича, большого знатока Северного Кавказа, во всех объектах размещения Приэльбрусья, включая гостиницы, в том числе частные, турбазы, лагеря порядка 10 тысяч мест. Февраль-март – высокий сезон на Эльбрусе, но владельцы гостиниц жалуются, что загрузка невелика, максимум 50%. Чаще всего приезжают туристы из ближайших регионов - Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев.
Точнее, уезжают. По словам пресс-секретаря администрации Эльбрусского района Кабардино-Балкарии Алисы Тарим, после случившегося в Баксанском ущелье, примерно половина туристов, отдыхавших в Приэльбрусье, уже покинула курорт. Скорее всего, это жители соседних регионов, которые приехали самостоятельно - на своем транспорте или рейсовыми автобусами. Москвичам сложнее: надо либо менять билет на самолет, либо дожидаться следующей субботы, когда в столицу пойдет автобус «Анкора». Хотя, по словам Елены Шариной, пока звонков от желающих раньше времени покинуть Приэльбрусье не было.
Теракт против туризма. За последние годы в России произошло немало терактов, которые косвенно затрагивали туриндустрию. Но в большинстве случаев можно дискутировать – были ли они сознательно направлены против туристов. Например, взрывы на железнодорожном вокзале в Пятигорске в октябре 2000 года, у входа на Центральный рынок города Минеральные Воды в марте 2001-го или у отеля «Националь» в Москве в декабре 2003-го отрицательно сказывались на турпотоках, хотя не факт, что именно этого добивались бандиты.
Но в приэльбрусских событиях слишком многое говорит о том, что действия террористов - целенаправленный удар по индустрии гостеприимства. И в России мы с этим сталкиваемся впервые. Даже захват автобуса с 26 южнокорейскими туристами на Васильевском спуске в Москве, случившийся 14 октября 1995 года, не был терактом против туризма. Предприниматель из Петропавловска-Камчатского, который требовал в обмен на заложников 1 млн. долларов, на столь неадекватный поступок решился из-за долгов.
Сегодня крайне важно понять: если цель террористов в Приэльбрусье действительно туризм, необходимо срочно предпринимать самые жесткие шаги для обеспечения безопасности курортов. Туризм для Северного Кавказа – это жизнь. А мы знаем немало случаев, когда угроза безопасности сводила к нулю многолетние усилия по развитию индустрии гостеприимства. Можно вспомнить знаменитое ралли «Дакар», которое много лет проходило в Африке и финишировало в столице Сенегала, но теперь не имеет к этому континенту никакого отношения. В декабре 2007 года в Мавритании боевики «Аль-Каиды» убили четверых французских туристов. Гонки тогда отменили, а в 2009 году перенесли в Южную Америку.
К 2020 году на Северном Кавказе, в том числе в Кабардино-Балкарии, планируется создать пять горнолыжных курортов. Предполагается, что в течение 7-10 лет турпоток, проходящий через действующие курорты Чегета, Эльбруса и Домбая, увеличится до 5 млн. человек. Бюджет проекта - $15 млрд., включая деньги частных инвесторов. Только вряд ли инвесторы вряд ли будут вкладываться в регион, где убивают туристов.
Российский союз туриндустрии и редакция газеты RATA-news выражает глубокие соболезнования родным и близким туристов, погибших от рук террористов в Кабардино-Балкарии.
Ирина Тюрина, RATA-news