
Для развития цивилизованного, а не «дикого» автотуризма необходимы кемпинги
Большая часть принятой недавно государственной концепции развития автомобильного туризма ориентирована на создание придорожной инфраструктуры и маршрутов. Однако, как считают эксперты, акцент должен быть поставлен на развитии инфраструктуры средств размещения, то есть современных кемпингов, которых сейчас в стране зарегистрировано всего 444 на десятки миллионов потенциальных автотуристов.
На круглом столе «Автотуризм и индустрия кемпингов в регионах Поволжья» в рамках выставки «Интурмаркет», прошедшей в Нижнем Новгороде, руководитель комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения, председатель правления Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма (НСПКА) Андрей Артюхов сообщил, что в стране сейчас зарегистрировано 45 млн легковых автомобилей.
«Из них примерно 6-7 млн приходится на такси и каршеринг. В итоге у нас менее 40 млн автомобилей, а непосредственно в автопутешествиях задействована, согласно статистике, примерно половина. Из них одна половина предпочитает отдых в отелях и гостевых домах, а другая – отдых на природе, то есть это в чистом виде автотуристы. Эта цифра позволяет нам правильно понять целевую аудиторию, а также оценить и спланировать турпотоки», – сказал он.
Эксперт отметил, что на все коллективные средства размещения, по данным на 1 марта 2025 года, приходилось 444 кемпинга.
«Сейчас, с началом действия нового закона о классификации объектов размещения, эта цифра может сильно измениться. В какую сторону, узнаем после 1 сентября. При этом только караванеров, то есть владельцев не просто автомобилей, а специализированной техники для автопутешествий, у нас 30 тыс. семей. Эта аудитория ежегодно прирастает примерно на 3-3,5 тыс. семей. У нас есть 100 фирм-производителей. Правда, это цифры на октябрь прошлого года, сейчас их уже больше, а также 105 станций проката специализированной техники. Плюс 75 клубов, сообществ, которые генерируют только для себя 65 событийных мероприятий в год. Это включая выставки, деловые мероприятия, местные региональные слеты и т.д. Пропасть между путешествующими караванерами и коллективными средствами размещения очевидна: за год с небольшим у нас появилось всего 50 кемпингов и почти 4 тыс. караванеров. То есть мест не хватает даже им, а они составляют лишь часть всех автопутешественников в стране», – пояснил Артюхов.
После принятия концепции развития автомобильного туризма во многих регионах в программах появились планы по созданию новых автомобильных маршрутов. Но, не создавая при этом кемпингов, где бы люди могли остановиться, мы только увеличиваем число «диких» туристов, полагает эксперт.
«Маршруты для туристов – это не только пути, проложенные через точки притяжения, это еще и инфраструктура. Причем не придорожная, на которую идет упор в принятой концепции, а именно полноценные коллективные средства размещения, прежде всего, кемпинги, и новый федеральный закон дает для этого много возможностей», – сказал Артюхов.
Он напомнил, что в конце ноября 2024 года был принят федеральный закон 436, внесший ряд поправок в отраслевой закон «Об основах туристской деятельности».
«И главную поправку мы считаем революционной: в определении средств размещения впервые появился оборудованный участок земли, теперь на нем можно размещать туристов со своей палаткой или автодомом. То есть у нас теперь можно жить на земле, но участок должен быть благоустроен и оборудован. Как минимум – выровнен и иметь точку подключения к электрической сети, это минимальные требования по оборудованию и благоустройству этих участков. Также в этом законе четко разведены классификация средства размещения и услуги средства размещения. То, что раньше называлось классификацией с присвоением звезд, теперь называется классификацией с отнесением к типу средства размещения. Кемпинги выделены в отдельный тип КСР, и это плюс», – подчеркнул эксперт.
Согласно действующему стандарту, на участке от 50 квадратных метров можно размещать до 6 человек, например, одну большую семью с двумя палатками, либо две семьи по 3 человека.
«То есть на таком оборудованном участке вы можете принимать автотуристов с палатками, можете поставить палатку кемпинговую и сдавать в аренду, можете поставить любое модульное сооружение, сезонное, несезонное. Важно, что каждый участок должен иметь свои визуальные видимые границы и, соответственно, свой номер. По сути, перед нами природный отель с количеством номеров. Главная на сегодня задача для регионов – довести до сведения многих предпринимателей, которые считают себя кемпингами, необходимость переоборудовать свои площадки в такие вот реально благоустроенные номера на природе. Многие из 444 имеющихся на сегодня кемпингов этим требованиям не соответствуют», – пояснил он.
Директор АНО «Твой Кемпинг» Николай Дмитриев согласен с коллегой: «Это не значит, что в стране нет кемпингов, которые не только соответствуют этим требованиям, но и имеют ряд достоинств, благодаря которым кемперы и автотуристы выбирают их сознательно и ежегодно там останавливаются. Тем не менее, в большинстве кемпингов не хватает главного для современного туриста – необходимого уровня комфорта, хороших санитарных условий, возможностей для интересного досуга, в том числе детского. В итоге люди выбирают просто остановку на природе, а значит никак не встраиваются в экономику региона», – пояснил он.
По его словам, целевая аудитория кемпингов, в первую очередь, семьи с детьми. Это те, кто больше всего у нас страдают от того, что некуда поехать.
«Все строящиеся гостиницы так или иначе рассчитаны на двухместное размещение, иногда с возможностью поставить кроватку. Но если у тебя трое детей, то все это неудобно, нужен второй номер, а это уже совсем другой бюджет. В кемпинге за семью можно заплатить те же самые деньги, условно 2-3 тыс. рублей, поставить две палатки на площадку и спокойно всем разместиться», – сказал Дмитриев.
Вторая категория постояльцев кемпингов – семейные пары. Третья – совершеннолетняя молодежь, которая хотела бы путешествовать по городам с палатками и размещаться за небольшие деньги. Четвертая категория, возможно, не самая очевидная – школьные группы, которые могли бы заходить в кемпинги пешим ходом, путешествуя по своей или соседней области. Кемпинги, по словам эксперта, очень важны около крупных городов. Чем больше городских агломераций вокруг, тем больше таких потенциальных туристов.
«Кемпинги важны как инфраструктура, чтобы «дикие» туристы встраивались в экономику. Сейчас этого не происходит. Сколько таких туристов в стране, никто не знает и посчитать их очень трудно. Некоторые регионы, например, Республика Алтай оценивает их долю в 60% от всего турпотока. Аналогичные цифры у нас на северо-западе страны. По нашим экспертным оценкам, таких туристов не менее 10 млн», – сказал Дмитриев.
Светлана Ставцева