
Премиальный туризм в России не обманывает ожиданий вип-клиентов
В последние годы рынок премиального туризма в России постоянно растет. По оценке генерального директора компании «Планета Сочи» Эллины Акиншиной, особенно заметно это стало, на ее взгляд, после 2020 года.
Основную роль сыграло ограничение поездок за рубеж из-за ковида, поэтому состоятельные россияне стали активно осваивать родные просторы. И были крайне удивлены, обнаружив красивые заповедные места, необычные территории и комфортабельные отели. С этого момента и начался интенсивный спрос на Алтай, Байкал, Карелию, Санкт-Петербург, Сочи, Подмосковье, Камчатку. Правда, в отличие от Санкт-Петербурга и Сочи, где туризм развивался многие годы, другим направлениям не хватало размещения премиального уровня и соответствующей инфраструктуры. Однако сегодня такие отели открываются практически везде.
Как отметила Эллина Акиншина, ежегодное подорожание вип-услуг в туризме составляет 15-20%. «Если сравнивать с 2020 годом, то к 2025-му цены выросли раза в два», – подсчитала она.
Премиальный туристический рынок развивается в России довольно планомерно. Отельная инфраструктура Сочи, например, исправно прирастает комфортабельными объектами 5*. За последние два года в городе появилось несколько таких отелей, в частности, Luciano Hotel & Spa Sochi и Mantera Supreme. Строится Lotte Hotel Sochi.
Не отстают Алтай, Карелия и Байкал. Там тоже туристическая инфраструктура пополняется и отличными гостиницами, и объектами показа, и ассортиментом услуг для люксовых клиентов. В Подмосковье строятся и крупные отели, и небольшие бутиковые пансионаты, и прелестные эко-усадьбы.
Не последним в этом ряду стоит Геленджик. В ближайшем будущем там планируется открытие двух премиальных отелей, появится центр винного туризма. К 2027 году должен начать принимать гостей великолепный курортный комплекс с парком и яхтенной мариной на 300 мест.
Крым тоже развивается. «Там даже в феврале отели могут быть загружены на 60%, – сказала Акиншина. – Это, главным образом, комфортабельные объекты с хорошей инфраструктурой, зонами отдыха и качественными процедурами». Она добавила, что гостями крымских отелей 5* становятся чаще всего сами крымчане и жители близлежащих регионов.
И все-таки, по ее мнению, Сочи остается главной точкой притяжения для состоятельных клиентов. Из-за благоприятного климата жители мегаполисов особенно любят приезжать сюда в межсезонье. Впрочем, сезонность в городе сегодня практически исчезла, но зато сформировались сразу два высоких сезона – горнолыжный и пляжный. Причем зимой многие туристы приезжают кататься на лыжах, но живут на побережье, а летом – наоборот. Такой маневр позволяет оптимизировать бюджет без потери качества, а вип-туристы умеют считать деньги.
Состоятельные клиенты чаще отдают предпочтение сетевым отелям с высокими стандартами. Им важны комфорт, сервис, транспортная доступность, гастрономическая составляющая, инфраструктура вокруг отеля, рестораны, места для досуга и активного отдыха. Интересуют их и релакс-туры с возможностью уединиться на природе. Эллина Акиншина рассказала RTN, что есть запросы на треккинговые маршруты, пикники в лесу или в горах, на выход на яхте в море или полет в горы на маленьком самолете. Бывают и оригинальные заявки, например, аренда сочинской дачи Сталина под закрытый ужин с винной дегустацией и концертом классической музыки. Или выступление национального хора Абхазии в Ново-Афонской пещере, где в качестве зрителей могут присутствовать всего два человека. Приходилось «Планете Сочи» организовывать перелет бизнес-джетом для огромного ньюфаундленда, любимого питомца вип-клиента.
Эллина Акиншина подчеркнула, что в своих ожиданиях люксовые туристы, отдохнувшие на российских просторах, как правило, не обманываются. «Скажу больше, чаще всего итоговый результат намного превышает их самые смелые предположения, – утверждает она. – В нашем обществе, к сожалению, присутствует стереотип, что в России премиального туризма нет. Когда же его находят, то крайне удивляются. Некоторые даже говорили мне, что порой задавались вопросом – почему здесь по-русски разговаривают? То есть у них было ощущение абсолютного погружения в иностранную атмосферу».
Более активное развитие сферы b2b в премиальном туризме тормозится из-за невысокого уровня знаний о российских вип-продуктах у турагентов и консьерж-сервисов. «Мы часто проводим бизнес-завтраки, вебинары и личные встречи, рассказывая о новых премиальных возможностях российского туризма», – пояснила в связи с этим Эллина Акиншина.
Чтобы «подсветить» лидеров российского вип-туризма, Эллина Акиншина с партнерами создали проект Best Russia, в рамках которого два раза в год проходит выставка в Москве. Ближайшая – «Best Russia весна-лето 2025» – состоится 21 марта. Цель выставки – познакомить профессионалов туристического рынка с растущими возможностями премиального отдыха и уникальных путешествий в России. Важным блоком на выставке выделено проведение мастер-классов, которые очень востребованы. По наблюдениям Эллины Акиншиной, аудиторию особенно интересуют семинары по Алтаю, Байкалу и Камчатке.
Любовь Булгакова