Решить проблему кадров в туризме только изменением системы образования невозможно
К 2030 году, после реализации масштабных проектов по созданию новых курортов, отрасли туризма нужны будут не менее 400 тыс. новых сотрудников. Однако кадровый дефицит в отрасли нарастает уже сейчас и будет еще больше из-за низких зарплат, конкуренции с реальными отраслями экономики, сокращением числа молодых людей в целом. Причины и пути решения проблемы обсудили участники стратегической сессии Российского союза туриндустрии «Кадровый дефицит и подготовка кадров для отрасли туризма и гостеприимства».
По информации портала HH.ru, в 2023 году произошел резкий рост количества размещенных вакансий в сфере туризма, а число резюме, наоборот, снизилось. В 2024 году тенденция не изменилась: индекс соотношения этих двух показателей в апреле составил 3, что свидетельствует о дефиците соискателей.
«До 2030 года мы точно будет жить в условиях кадрового дефицита. Потребности экономики составляют 2,9 млн. человек, из них порядка 400 тыс. приходится как раз на туристическую отрасль. В том числе порядка 100 тыс. – работники, требующие компетенций, а зачастую глубоких специальных знаний, например, экскурсоводы, спасатели. Ключевой дисбаланс вызван тем, что система образования не отвечает реальным потребностям экономики. Изменить ситуацию просто изменением образовательных программ, к сожалению, невозможно», – пояснила заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова.
Она считает, что в ближайшее время малый и средний бизнес и сервисные сектора будут неизбежно конкурировать с реальным сектором экономики и ВПК.
«Решением здесь может стать внедрение автоматизации, роботизации и повышения производительности труда – цифровой консьерж, бесконтактное заселение в отели и т.д. Важна также более тесная связка заказчиков, то есть предпринимателей, с системой образования, в том числе развитие корпоративной системы образования», – рассказала эксперт.
По ее словам, ведомство работает сейчас над системной мерой – повышением гибкости рынка труда, так как в России подход к найму, увольнению, режиму работы, оплате за сверхурочную работу довольно консервативный по сравнению с другими странами.
Заместитель министра просвещения Анастасия Зырянова сообщила, что за последние годы резко выросла популярность среднего профессионального образования (СПО). Если в 2019 году после 9 класса в колледжи шли 48% школьников, то сегодня эта цифра достигает 60%.
«Драйвером развития системы СПО стал профессионалитет. Это ускоренная программа подготовки кадров с учетом запросов работодателей и рынка труда. Наиболее популярные специальности – туризм, гостиничный сервис и поварское дело. Стандарты обучения разрабатываются совместно с работодателями, чтобы они не теряли свою актуальность. С 2023 года сфера туризма и гостеприимства также вошла в федеральный проект «Профессионалитет». В прошлом году было создано 24 образовательно-производственных кластера в 20 субъектах РФ. В 2024 году планируется создание еще 18 кластеров в этой сфере. В кластерах федерального проекта «Туризм и сфера услуг» сегодня обучаются более 140 тысяч ребят по 137 образовательным программам», – рассказала она.
По словам замминистра, в рамках этого проекта санаторно-курортный комплекс Mriya Resort & Spa совместно с Романовским колледжем индустрии гостеприимства в 2024 году начнут готовить специалистов для крупнейших туристических объектов Крыма. В Кузбассе, где туристов привлекает горный курорт Шерегеш, на базе Новокузнецкого торгово-экономического техникума открылся производственно-учебный комплекс с проживанием, питанием и выездным обслуживанием.
Модератор сессии, и.о. ректора Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС) и советник президента РСТ Амбарцум Галустов рассказал, что одна из главных причин кадрового дефицита сейчас – вымывание кадров. Дойдя до 4 курса вуза, потенциальный работник туризма делает выбор в пользу другой отрасли. Во многом это связано с низким уровнем зарплат в туризме. Он предложил создавать профильные классы в школах, способствующие погружению детей с детства в профессию и повышению ее привлекательности.
«Мы скатываемся в огромный дефицит молодых людей в целом. Обсуждая, как создавать условия для приложения их сил, мы должны понимать, что в ближайшее время нам некого будет готовить. Наше падение в части людей трудоспособного возраста от 20 до 35 лет только ускоряется и к 2030 году достигнет разницы в 40% по сравнению с 2010 годом. Этих самых детей и молодых специалистов будет на 40% меньше, то есть в среднем на 14 млн человек. Это же колоссальная разница. Нам неизбежно придется становиться отраслью пенсионеров. В этих обстоятельствах мы проиграем конкурентную борьбу за молодежь, как мы ее проигрывали на протяжении всего этого времени», – подчеркнул президент РСТ Илья Уманский.
Он напомнил, что эта проблема касается не только России. Демографический переход, который сопровождается спадом рождаемости после периода значительного и устойчивого ее повышения, переживают многие страны, особенно в северном полушарии. Эксперт рассказал о колоссальной нехватке кадров в сфере туризма, например, в Турции, которая набирает людей в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии.
«Мы конкурируем не только с другими отраслями на внутреннем рынке, но и с другим странами. Сегодня активно развивается туризм на Аравийском полуострове, где зарплаты в десятки раз выше, чем в России. Что нужно делать? Менять экономику в отрасли, чтобы выигрывать внутреннюю конкуренцию. Необходим создавать инструменты переобучения и быстрой подготовки и переподготовки кадров, которая подразумевает вовлечение всех желающих, не стоит ориентироваться только на детей», – сказал Уманский.
Вице-президент Cosmos Hotel Group Анна Кувайцева согласилась с президентом РСТ и сообщила, что компания старается привлекать на работу людей зрелого возраста.
«Мы не делаем ставку на молодежь, потому что сегодня время осознанного изменения работы в зрелом возрасте. Имея на руках дипломы о высшем образовании, люди приходят в отрасль с нуля и проходят весь путь линейного персонала. Помимо того, что такой специалист приобретает все необходимые навыки, он еще осознанно решил, что он хочет заниматься сферой гостеприимства», – сказала она.
По словам представителя Cosmos Hotel Group, для подготовки кадров необходимо перенимать опыт зарубежных школ, когда с первого курса идет 6 месяцев теории и 6 месяцев практики, когда используются различные обучающие форматы – кейсы, лекции, наставничества, создания совместных проектов.
«Корпоративная академия Cosmos была создана именно на базе этих стандартов и системы непрерывного образования с наставниками и менторами. В прошлом году Академия обучила 3,5 тысячи человек, включая сотрудников гостиничной сети. Кроме того, на базе Cosmos работает единственная в России академия для обучения генеральных менеджеров. В этом году из нее выпускаются 77 человек», – рассказала Кувайцева.
Среди предложенных на сессии мер, направленных на решение кадровых проблем – «пересборка и перезагрузка» системы высшего и среднего специального образования, подготовка обучающих программ короткого цикла, учет мнения работодателей при выработке методических рекомендаций.
Изображение от Freepik