Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Количество вакансий в сфере туризма за год выросло, а соискателей – снизилось
Главные новости

Количество вакансий в сфере туризма за год выросло, а соискателей – снизилось

08:34, 5 июня 2024

Туристическая отрасль в ближайшее время может столкнуться с острым дефицитом квалифицированных специалистов. Особенно явным недостаток кадров будет среди линейного персонала, полагают эксперты РСТ. Для решения кадровой проблемы требуется повышать престиж профессии и уровень зарплат сотрудников, а также принципиально менять подход к образованию. По словам советника президента РСТ по вопросам подготовки кадров Амбарцума Галустова, необходимо развивать систему ранней профориентации и разрабатывать удобные форматы дополнительного образования и повышения квалификации.

«Нужно создавать процесс непрерывной профессиональной подготовки по типу школа – колледж – вуз. Но это реализуемо только в том случае, если профессия будет востребована. Пока же ситуация иная: по данным сайта hh.ru, количество вакансий в профобласти “Туризм, гостиницы и рестораны” по сравнению с прошлым годом выросло на 44%. Количество резюме, опубликованных соискателями, снизилось на 5%», – отметил эксперт.

Управляющая компания UPRO Group в рамках недавно прошедшего форума Career Hospitality Forum провела исследование основных трендов в обучении специалистов гостиничного и туристического рынка. В нем приняли участие респонденты из 30 городов страны – специалисты, работающие в индустрии, студенты и преподаватели.

Большинство участников исследования отметили, что тренинги и мастер-классы от экспертов отрасли, а также обучение через наставничество наиболее эффективно для развития карьеры в сфере гостеприимства. Больше всего знаний дает смешанный формат обучения, сочетающий офлайн и онлайн элементы. 55% участников опроса заявили о своей готовности проходить обучение неограниченное количество раз в год. 28% респондентов предпочитают обучаться 2-3 раза в год, и лишь 17% – раз в год.

Среди компетенций и способностей, которых не хватает сотрудникам гостиничной и туристической сферы, респонденты выделили эмоциональный интеллект, стратегическое и креативное мышление, а также навыки управления командой.

О смене системы подготовки кадров для туротрасли говорил и руководитель комитета РСТ по турагентской деятельности, генеральный директор компании «Сеть магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов на стратегической сессии РСТ «Образование и подготовка кадров». Он заявил, что комплексный подход к образованию специалистов туристической сферы в нашей стране до сих пор не сформирован.

Сейчас высшее образование в сфере туризма в России можно получить в 243 вузах. Ежегодно учебные заведения выпускают около 10 тысяч специалистов. Однако зачастую коммерческим компаниям приходится тратить свои ресурсы на переподготовку выпускников профильных вузов.

«Та модель, которая есть сейчас, не работает. Сегодняшнее время требует от нас решительных действий. Ко мне мои агентства от Калининграда до Владивостока постоянно обращаются с вопросом, есть ли кадры? Потребность в них колоссальная. Нужно резко увеличивать количество мест для желающих обучаться по туристическим направлениям», – уверен Сергей Агафонов.

Специалисты туристической сферы на всех уровнях часто не имеют необходимых компетенций, рассказала директор по развитию консалтинговой компании, руководитель Центра управленческих компетенций BatalovPlus Юлианна Матусевич. Во многих случаях руководители компаний не обладают фундаментальными управленческими навыками и просто не знают, как мотивировать персонал работать. Это ведет к кадровому оттоку из туристической отрасли.

«Часто не удается найти психологические ключики к поколению зуммеров, выстроить социальные корпоративные программы, чтобы их удержать. Хотя талантливых рук и голов среди молодежи огромное количество. Мы работаем с различными фондами и молодежными организациями, видим огромный ресурс в этом поколении, но их нужно приводить к тем руководителям, которые смогут с ними работать»,отметила Юлианна Матусевич.

При этом кадровый дефицит в туристической отрасли во многом формируют объективные финансовые причины. Уровень зарплат в сфере туризма – один из самых низких в России. Так, в августе 2022 года средняя зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тыс. рублей при ожиданиях соискателей в 45 тыс. рублей. В сентябре 2023 года она подросла до 39,9 тыс. рублей при ожиданиях в 50 тыс. рублей. Дефицит кадров в сфере туризма может стать критическим уже в ближайшие шесть лет, когда в стране появятся новые отели и курортные зоны, в создание которых сейчас активно вкладываются инвесторы. Например, проект «Пять морей и озеро Байкал» предполагает строительство 10 всесезонных курортов на побережье Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского и Японского морей, а также на озере Байкал до 2030 года.

О нехватке кадров в туристической отрасли будут говорить и на предстоящем российском туристическом форуме «Путешествуй!», который пройдет в Москве 12-16 июня. Российский союз туриндустрии проведет 14 июня в павильоне «Дом молодежи» деловую сессию «Кадровый дефицит и подготовка кадров для отрасли туризма и гостеприимства. Проблемы и пути решения». Начало в 10:00. Эксперты обсудят соотношение вакансий и соискателей в отрасли туризма, рост конкуренции за кадры, инструменты привлечения работников, новые модели подготовки и переподготовки кадров, мотивацию сотрудников и многие другие вопросы.

Изображение от Freepik

Обсудить в telegram

вам может быть интересно