РСТ создаст единый перечень TravelTech продуктов для турбизнеса
Российский союз индустрии (РСТ) создаст единый перечень действующих технологических продуктов, предназначенных для цифровизации бизнеса в сфере туризма и гостеприимства. Цель такой работы – помочь участникам рынка лучше ориентироваться в существующих предложениях. Об этом сообщил член правления союза, руководитель проекта Skolkovo TravelTech Hub Леонид Мармер на совместном заседании трех комитетов РСТ – по цифровизации, инфраструктурным проектам и стартапам.
По его словам, сфера цифровых решений для индустрии туризма, транспорта, гостеприимства, традиционно называемая TravelTech, хоть немного отстает пока, например, от технологий для финансовой сферы или для образования, тоже очень активно развивается. Сейчас, когда с нашего рынка ушли зарубежные компании, российские разработчики получили мощный шанс для рывка по импортозамещению.
Валентин Микляев, генеральный директор и основатель компании Bnovo, поставщика IT-решений для отелей, подтвердил, что после ухода таких глобальных платформ онлайн-бронирования гостиниц, как Booking.com и AirBnB, их доля на российском рынке перераспределилась. Причем последние полгода картина остается практически неизменной. Почти 70% всего трафика приходится на три канала: сайты отелей (31,6%), сервисы «Островок» (26,7%) и «Яндекс. Путешествия» (10,5%).
«Огромный поток бронирований идет напрямую к отелям, и процесс их взаимодействия, естественно, необходимо ускорять, переводить на новый технологический уровень», – сказал эксперт.
Дарья Кочеткова, соруководитель комитета по цифровизации РСТ, заместитель гендиректора сервиса «Островок», также назвала главным трендом времени расширение каналов дистрибуции. «Наконец-то российские турагенты и туроператоры получили доступ ко многим объектам размещения, которые были представлены раньше только в международных каналах. Серьезным шагом на пути цифровизации рынка можно назвать создание электронной путевки, реестра турагентств. Теперь все сегменты рынка сведены в одно цифровое пространство», – сказала она.
Леонид Мармер полагает, что именно сейчас – лучшее время для создания и развития современных тревел-технологий. Учитывая серьезные геополитические изменения, создание качественных современных отечественных IT-решений как никогда актуально. В этом процессе заинтересован не только бизнес, но и государство, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
В частности, согласно перечню правительственных мер поддержки туротрасли, на программу «Туристический код городов» регионы получат свыше 6 млрд рублей, на грантовую поддержку предпринимательских инициатив и стартапов в сфере туризма будет направлено 1,5 млрд рублей. Кроме того, турбизнес сможет воспользоваться льготным кредитом со сроком до 5 лет с максимальной суммой займа до 50 млн рублей и ставкой 5%.
Как заметил глава комитета РСТ по инфраструктурным проектам, генеральный директор компании Cronwell Development Алексей Мусакин, процессу цифровизации рынка мешает отсутствие коммуникаций.
«Отели не знают о существовании многих сервисов и IT-продуктов, для них же созданных. Кто-то переходит на один сервис, а потом выясняется, что он не охватывает все его потребности. Кому-то, наоборот, не нужны все инструменты приобретенного продукта, – сказал он. – Остро не хватает коммуникаций. IT-эксперты существуют в своем мире, на своих форумах и конференциях, в инновационных кластерах вроде Сколково, а гостиницы – в своем».
Потребность гостиничного рынка в цифровизации рабочих процессов велика. «Кадровый вопрос стоит остро. Учитывая планы по открытию новых отелей и демографическую яму, о которой говорят специалисты, в ближайшие годы с кадрами будет еще тяжелее. И эту проблему не решить, если не реализовать все наши процессы в разы быстрее и эффективнее», – сказал Алексей Мусакин.
При этом интересных проектов, в том числе, в гостиничной сфере, немало. Как сказал глава комиссии РСТ по стартапам, основатель сообщества тревел-предпринимателей Travel Startups Леонид Пустов, всего с 2018 по 2022 годы основано 116 стартап-проектов.
«Это проекты, которые подавались на участие в наших конкурсах. Цифра впечатляет. Многие интересуются, есть ли вообще такие проекты в туризме, а они не только есть, их много. Каждый год появляется не менее 30 новых. До 17 февраля мы отбираем заявки на участие в конкурсе стартапов MITT Travel Start , который пройдет в марте на выставке MITT 2023. К этому моменту принято около 60 заявок», – сказал Леонид Пустов.
В завершение встречи трех «цифровых» комитетов Леонид Мармер попросил выступить руководителя комитета РСТ по детскому и семейному отдыху Олесю Калачеву. Она специально была приглашена на заседание в качестве непрофильного участника, чтобы оценить все сказанное с точки зрения рынка вообще. Эксперт также указала на необходимость более активного информирования участников рынка о существующих IT-решениях.
«Была бы благодарна, если бы ваши комитеты и рабочие группы проводили мастер-классы для нас. В первую очередь, информируя о новостях цифровизации отрасли, о новых продуктах и цифровых сервисах, их особенностях и деталях. Такое взаимодействие нам просто необходимо», – сказала Олеся Калачева.
«Радует, что теперь государственные меры поддержки, гранты и субсидии предоставляются на развитие не только инфраструктурных проектов, но и на поддержку IT- компаний, а также стартапов TravelTech. Многое в этой сфере уже создано, но единого перечня компаний, продуктов и сервисов нет. Задача РСТ – собрать и классифицировать всю эту информацию, предложить туриндустрии самые востребованные цифровые продукты и услуги. Мы также рассчитываем на стратегическое партнерство с федеральными и региональными институтами развития и некоммерческими организациями, такими, как «Россия – страна возможностей, Агентство стратегических инициатив, Агентство инноваций Москвы, Московский инновационный кластер, фонд Сколково», – сказал Леонид Мармер.
Светлана Ставцева