«Русский Экспресс» увеличил продажи Кубы вчетверо в 2025 году
По официальной статистике, Куба в этом году показала значительное снижение турпотока – на 41% по итогам 9 месяцев. В то же время у туроператора «Русский Экспресс» продажи на направлении выросли в четыре раза, страна поднялась с 30 на 15 место в топе продаж. Основной причиной снижения в целом по рынку в компании назвали энергетический кризис на острове.
«За последний год на Кубе прошло несколько волн массовых отключений электроэнергии, что подпортило жизнь не только местному населению, но и небольшим отелям. В крупных гостиницах 4-5*, а мы работаем преимущественно с такими, выходят из ситуации за счет электрогенераторов. Наша статистика не отображает тенденции рынка, и тому есть причины. Прежде всего, мы сменили команду по Кубе и расширили список принимающих партнеров – выросло качество продукта и конкурентоспособность. Около 85% туристов от общего объема по Кубе летят в Варадеро, остальные – в Гавану. Конечно, мы не конкурируем с туроператорами, которые напрямую летают на курорты Санта-Мария, Ольгин и другие, наши туры построены на GDS-перелетах», – пояснила руководитель группы стран по Карибам и Америке Яна Малькова.
Из наиболее востребованных комбинированных туров эксперт назвала программу Куба + Мексика или Доминикана. Недавно появились Багамы, которые тоже отлично комбинируются с Кубой как безвизовое для россиян направление с хорошей логистикой через Гавану. На программы с Мексикой приходится 60%, всего 1-2% – туры с Багамами и оставшаяся доля у Доминиканы. Пакет на 10 дней на Кубу и в Мексику на двоих обойдется 450 тыс. рублей в отеле 3*. Размещение в «пятерках» в аналогичном туре будет стоит 150 тыс., но перелет добавит еще $3,5 тыс. – такие билеты продаются сейчас на период Нового года. В низкий сезон билеты в среднем стоят 90 тыс. В то же время средний чек поездки на Кубу снизился: на наземное обслуживание 89 тыс. рублей – год назад был 117 тыс., на туры с перелетом из Москвы – 417 тыс., был 428 тыс.
По словам эксперта, министерство туризма Кубы старается исправить ситуацию с турпотоком: проводит роад-шоу для агентов, работает над улучшением качества сервиса в отелях, включая более разнообразное питание – таким вопросам сейчас уделяется пристальное внимание со стороны властей.
«Мы замечаем, что отели стали чаще предлагать дополнительные услуги. Например, The One Gallery 5* на Кайо-Санта-Мария бесплатно добавляет в пакет трансферы из аэропорта, посещение местных развлекательных мероприятий, минибар, фрукты, доступ к балийским лежакам. И даже услуги консьержа, а этот сервис не всегда можно получить в вип-отелях той же Турции. Заход на Кубу международных сетей постепенно поднимает размещения на более высокий уровень. Думаю, в следующем сезоне мы увидим значительный рост направления», – говорит Малькова.
На питание «все включено» приходится около 80% заявок. Средняя глубина продаж немного снизилась, теперь это 51 день вместо прежних 57, самые дальние бронирования поступают на март будущего года. Длительность поездки на Кубу в этом году увеличилась с 8,8 до 9,5 суток. Отели 5* встречаются в 56% запросов, 4* – в 37%.
«Гавана – не только очень удобный авиахаб для путешествий по Карибам, в Северную и Южную Америки. Город предлагает немало опций для запоминающегося стоповера. Колониальный центр Гаваны красив и фотогеничен, заодно можно побывать на фестивалях – джаза, латиноамериканского кино или просто потанцевать в карнавальных шествиях. Если в запасе есть хотя бы 2-3 ночи, можно понежиться на пляже, не тратя два часа на трансфер до Варадеро. В самом городе купаться нельзя, но всего в 20 минутах езды находится пляжный курорт Санта-Мария-дель-Мар с мелким белым песком и чистой бирюзовой водой, его называют Гаванской Ривьерой», – рассказала эксперт.
На следующий год Малькова ожидает роста объемов по Кубе, причем, не только в рамках «Русского Экспресса», но и в целом по рынку, что связано с активным расширением объемов перевозки и продукта от массовиков, а также поддержке турпотока со стороны кубинских властей. К тому же сейчас кубинские отели открывают счета в российских банках для более комфортной оплаты.
«Мы будем продвигать, в первую очередь, дорогой продукт, качественные «пятерки», новые отели с нестандартным комплексом услуг. Сейчас разрабатываем новые маршруты с акцентом на то, что Куба – это не только пляжи, но и очень интересные экскурсионные программы. Наши туры часто выбирают люди, уже побывавшие на Кубе и даже не раз, такие туристы хотят больше узнать об острове, увидеть новые места», – заметила Яна Малькова.
Наталья Чернышова