В санатории все чаще едут не только лечиться
Туроператоры отметили продолжающий рост спроса на санатории по итогам 2024 года. Среди главных его стимулов – растущее внимание россиян к своему здоровью и переориентация с зарубежных курортов на отечественные.
Самые популярные направления оздоровительного туризма в 2024 году, по данным туроператора «Алеан», – курорты Кавминвод, на которые приходится 43% от общего объема бронирования санаториев. На втором месте Краснодарский край (22%). На третьем – Урал и Сибирь (11%), причем большая часть бронирований приходится на объекты Белокурихи, Тюменской области, Башкирии. Далее идут Подмосковье и средняя полоса России (7%).
По словам коммерческого директора «Алеана» Оксаны Булах, заметнее всего вырос интерес к санаториям Московской области и средней полосы России. «Спрос на этих направлениях увеличился на 50% относительно прошлого года. Объясняем это увеличением числа тех туристов, которые из-за значительного подорожания авиа- и железнодорожных билетов выбирают отдых в своем или соседнем регионе», – сказала она.
Причем, эти санатории выбирают и те, кто нацелен на лечение, и просто любители загородного отдыха, а также туристы, которые бронируют туры выходного дня.
«Дело в том, что туры без лечения в санатории Подмосковья и средней полосы примерно на 20% дешевле поездок в загородные парк-отели в тех же областях. Да и спа-услуги, и различные оздоровительные процедуры, например, массажи, ванны, которые санатории включают в оздоровительные программы тех, кто приезжает на короткий срок, тоже обходятся дешевле, чем аналогичные услуги в парк-отелях», – пояснила эксперт.
В компании Coral Travel также фиксируют рост продаж санаторного отдыха по итогам 2024 года. «Это касается, в первую очередь, курортов Кавминвод. Идет переориентация на отдых внутри страны – значительная часть тех, кто раньше отдыхал на европейских бальнеологических курортах, поехала в отечественные санатории», – сказала директор по внутреннему рынку туроператора Алена Громова.
Еще один довод в пользу Кавминвод, по ее словам, – обилие лечебных источников с минеральной водой. Есть также горячие источники, горные озера и водопады, где можно не только поправить здоровье, но и полюбоваться красивой природой. Кроме того, в последнее время много санаториев и пансионатов модернизировано, построено немало новых здравниц и отелей, отвечающих уровню 5*, значительно расширилась лечебная база, улучшились стандарты обслуживания.
«Алеан» также выделяет новые объекты в Кавминводах, появившиеся в его портфеле в этом году, в частности, открывшийся в июле санаторий премиум-класса «Источник» 5* в Кисловодске. Туроператор сотрудничает также с другими здравницами этой сети – «Источник» 5* в Железноводске и «Источник» 4* в Ессентуках.
При выборе санатория, согласно исследованию «Алеана», большинство (68%) туристов, прежде всего, обращают внимание на стоимость путевки и набор процедур, включенных в пакет. 53% сказали, что им также важна инфраструктура объекта – качество номеров, наличие на территории бассейна. Чуть более половины опрошенных ориентируется на туристические возможности курорта – развлечения, достопримечательности, экскурсии, парки.
У 43% опрошенных в приоритете – возможности лечебно-диагностической базы, то есть перечень профильных врачей, разнообразие лечебных процедур. Еще 35% думают о транспортной составляющей тура: им важна удобная логистика и ее стоимость. По этой причине более 10% туристов выбирают здравницы в своем или соседнем регионе. Практически каждый пятый (18%) перед покупкой тура проверяет оценки санатория на сервисах бронирования. И каждый 10-й выбирает санатории, где есть спецпрограммы – детокс, антистресс, anti-age.
По мнению экспертов, спрос на санатории продолжит расти, и он был бы еще заметнее, если бы не ограниченный номерной фонд российских здравниц. Получат свое развитие и тренды, обозначившиеся в санаторно-курортном отдыхе в 2024 году.
По словам Алены Громовой, стоит отметить растущее разнообразие пакетных программ лечения и оздоровления в санаториях: антистресс-программы, мать и дитя, забота о родителях, детокс, различные модули-новинки в дополнение к основному лечению.
В свою очередь, Оксана Булах указала на рост интереса туристов к спецпрограммам, а также на увеличении числа коротких поездок в санатории – менее чем на 7 дней. Как правило, это программы без лечения, которые включают оздоровительные процедуры, чек-ап.
Светлана Ставцева