Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Железнодорожные билеты подорожали на треть за последние два года
Главные новости

Железнодорожные билеты подорожали на треть за последние два года

10:00, 1 марта 2024

Несколько индексаций тарифов, проведенных за последние два года, привели к росту стоимости билетов на поезда на треть. Вырос и заявочный сбор для организованной перевозки, что напрямую влияет на стоимость туров, рассказала глава комиссии РСТ по железнодорожному транспорту (РСТ) Сусанна Старцева.

«Железнодорожные тарифы в плацкартных и общих вагонах индексируют каждый год на уровне не выше инфляции. Обычно это 4% и раз в году. Но в 2022-м проиндексировали несколько раз, в итоге за год тарифы были увеличены на 10,8%. С 1 января 2023 года проиндексировали на 8,1%, с 1 декабря еще на 10,75%. Соответственно за два года мы имеем рост тарифов более чем на 30%», – сказала она.

По данным Минэкономразвития, в последующие годы тарифы пассажирских перевозок будут увеличиваться менее заметными темпами – планируется, что они вырастут на 7,5% с 1 января 2025 года.

«ФАС заявляет, что эта мера позволит обновить подвижной пассажирский состав. Туроператоры надеются, что обновление коснется, в первую очередь, плацкартных вагонов. В ноябре 2022 года правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год объемом более 1 трлн рублей, из них 15 млрд – на приобретение 225 пассажирских вагонов», – пояснила представитель РСТ.

При этом произошла индексация не только тарифов, но и сборов, и платы за услуги в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении.

«Подорожал так называемый заявочный сбор по организованной перевозке, то есть именно тот сегмент, в котором работают туроператоры. По сравнению с летом 2022 года рост на январь 2023 года составил 18,9%. Плюс применяется график сезонности, когда в периоды повышенного потребительского спроса, совпадающие у перевозчиков и туроператоров, стоимость вырастет еще на 20%. Напрашивается вывод, что упор делается на индивидуальный самостоятельный туризм, которого не касаются групповые сборы и плата за услуги. Хотя, на наш взгляд, при нынешнем активном подходе государства к развитию внутреннего туризма, надо было бы наоборот говорить о сокращении сборов и плат за услуги, как было в период пандемии, когда сбор за возврат билета удалось сократить почти на 100%», – рассказала Старцева.

По ее словам, Минтранс обозначает только предельный тариф, а перевозчики имеют право устанавливать их ниже предельной стоимости.

«Мне кажется, мы можем обратиться к железнодорожным перевозчикам, прежде всего, к самому крупному, то есть ФПК, с предложением воспользоваться этим правом и предоставлять групповым пассажирам скидки на проезд в плацкарте, чтобы стоимость оставалась доступной. Отмечу также, что рост тарифа на плацкарту неизбежно отражается и на стоимости купейного сегмента», – подчеркивает эксперт.

Сусанна Старцева напомнила, что на железнодорожные билеты в купейном сегменте действует динамическое ценообразование, то есть цены формируются в зависимости от спроса.

«Учитывая, что многие аэропорты до сих пор закрыты, мы наблюдаем «вынужденный» спрос на железнодорожную перевозку, который никак нельзя полностью считать рыночным. Это значит, что купе станут дорогими для пассажиров и они предпочтут плацкартный сегмент. Соответственно, проблема с доступностью мест для туристических групп встанет опять очень остро», – пояснила она.

По словам эксперта, комиссия РСТ по железнодорожному транспорту подготовила проект письма в ФАС, в котором выразила озабоченность ситуацией с групповой перевозкой.

«Фактически для туроператоров создается барьер в организации доступной и качественной железнодорожной туристической перевозки внутри России», – резюмировала представитель РСТ.

По данным РЖД, на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах приходится две трети общего объема пассажирских железнодорожных перевозок в России.

Светлана Ставцева

Изображение от Freepik

Обсудить в telegram

вам может быть интересно