Travelport с 25 октября

Туроператоры ожидают, что турпоток в Крым вырастет до уровня 2013 года

Симферополь во многих системах онлайн-бронирования билетов уже сейчас входит в число лидеров спроса. Замечают ли ранний интерес к Крыму туроператоры или это заранее покупают билеты самостоятельные туристы?

По мнению операторов внутреннего туризма, «кассу» Крыму делают именно самостоятельные туристы, которых на этом направлении традиционно больше, чем организованных: турбизнес обеспечивают менее 30% общей загрузки полуострова. В то же время опрошенные RATA-news игроки отметили возросший в этом сезоне интерес к пакетному продукту. Связывают это с тем, что на крымский рынок со своей перевозкой вышли крупные «выездные» операторы, специализирующиеся, в первую очередь, на пакетных продажах.

«Именно транспортная составляющая минувшим летом не дала крымскому рынку приблизиться к объемам 2013 года», – напомнила заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. Тогда стоимость перелета в Симферополь составляла в среднем 25-30 тыс. руб., а из дальних регионов и вовсе доходила до 45 тыс.: «Бронирования тормозились только по этой причине, ведь ресурсов размещения было более чем достаточно».

В прошлом сезоне компания брала на пробу блочную перевозку в Крым из Волгограда. Опыт оказался успешным, и теперь «Роза ветров» расширяет полетную программу за счет вылетов из Москвы, Омска, Перми, Ульяновска, Кемерово, Челябинска. Переговоры идут также по Санкт-Петербургу, Томску, Самаре и Уфе. «При такой конкуренции есть, конечно, доля риска, но пока все говорит за то, что сезон выйдет хорошим. Блоки мест берем на Red Wings, рассматриваем еще две авиакомпании. Под новые объемы «воздуха» взяли «земли» примерно на 80% больше, чем годом ранее», – рассказала г-жа Глазкова. Она опасается только, что вышедшие на Крым крупные операторы начнут биться за долю рынка, что неизбежно приведет к демпингу, как уже не раз бывало на выездных направлениях.

Из-за большого потока самостоятельных бронирований операторам непросто договариваться с гостиницами: по многим объектам окончательные летние расценки еще не утверждены, отельеры боятся прогадать, да и кризисное подорожание продуктов питания, бензина подталкивает их к повышению цен. С другой стороны, многие россияне прошлым летом вернулись с полуострова разочарованные уровнем санаториев и пансионатов, практически не развитой инфраструктурой и транспортным коллапсом на Керченской переправе. Этих туристов крымские здравницы в предстоящем сезоне, скорее всего, не досчитаются.

Директор департамента внутреннего туризма «НТК Интурист» Сергей Стребков предостерегает отельеров от эйфории, из-за валютной лихорадки охватившей все Черноморское побережье. «Многие опрометчиво полагают, что есть люди отменяют слишком дорогой зарубежный вояж, то непременно соберутся в поездку по России. Не учитывают, что в кризисной ситуации наши сограждане могут вообще никуда не поехать», – считает г-н Стребков. Туроператор в этом году поставил на Симферополь прямые полетные программы из Самары, Казани, Екатеринбурга, Питера и Москвы, продажи по ним демонстрируют прирост в разы по сравнению с прошлым годом. Помимо авиакомпании Red Wings «НТК Интурист» обсуждает привлечение нескольких перевозчиков, предлагающих оптимальные условия.

Эксперт обратил внимание, что более 80% покупателей интересуются именно гарантированными пакетными турами, включающими размещение на базе полного пансиона, перевозку и трансфер. Стоимость такого недельного турпакета при эконом-размещении, к примеру, в Алуште начинается от 17,5 тыс. руб. на человека. «Но многие объекты Крыма предупреждают о пересмотре цен. Конечно для тех, кто уже оплатил свой отдых, цена не изменится», – подтвердил Сергей Стребков.

Директор московского офиса компании «Кандагар» Элина Евланова с начала февраля отмечает всплеск покупательской активности: «Люди пытаются поймать дешевые билеты, хотя летом предложений может стать еще больше. У нас глубина бронирований достигает конца августа». По ее словам, крымские отельеры уже смекнули, что приближается их «звездный час»: некоторые снижают комиссионное вознаграждение для операторов, другие переключаются только на корпоративных заказчиков. «Кандагар» пока превысил прошлогодние объемы всего на 10-15%, планирует добирать места после утверждения цен. «Обычно экскурсионка стартовала с апреля, но сейчас сдвинулась на март, места в группах практически закончились», – уточнила г-жа Евланова.

Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин допускает, что люди просто заранее покупают билеты, не бронируя размещение: «Понятно, что дешевле проезд не будет, а решение по путевкам можно принять и позже». Активные продажи Крыма традиционно стартуют с начала весны. «Нынешний январь показал не более 20% роста, и это нормально. В этом году мы взяли мест на 30% больше, чем в прошлом, то есть фактически объем 2013 года. Сейчас определяемся с перевозчиками на предмет блоков мест», – сказал г-н Ромашкин. При этом полетная программа оператора вряд ли закроет больше 20-25% наземки: многие туристы предпочтут добираться самостоятельно.

Эксперт не видит проблемы в выходе крупных игроков на крымское направление, полагая, что серьезного влияния новички не окажут: «В ближайшие годы для демпинга нет оснований: условия авиакомпаний заметно смягчились, гореть с блоками никто не будет, да и рынок гигантский». Сергей Ромашкин прогнозирует рост турпотока на полуостров до уровня 2013 года. По его мнению, это буде достигнуто в том числе за счет активно растущей загрузки здравниц по социальным и ведомственным программам.

«Мы не торопим продажи, поскольку не считаем разумным предлагать сейчас Крым по ценам 2014 года. Гостиницы точно поднимут расценки, договоры подписаны не со всеми. Нет смысла рисковать. Не доплачивать же потом за своих туристов», – говорит генеральный директор компании «Мультитур» Алексей Высоканов. В его турфирме клиенты, в основном, запрашивают только размещение, а добираются до места отдыха самостоятельно. «Мы взяли такие же квоты, как и в 2013 году, надеемся на увеличение продаж. Сейчас смотрим, кто из авиакомпаний предлагает адекватную блочную цену».

У «Мультитура» в аренде два отеля в Крыму – «Ателика Таврида» в Бахчисарайском районе и «Ателика Морской уголок» в Алуште. Отель в Тавриде в прошлом году показал спад всего 10%, в Алуште – удержал объемы 2013-го. К этому лету «Ателика Таврида» переходит на обслуживание по системе «все включено», несколько подняв цены. По обоим объектам туроператор чувствует повышенный интерес к Крыму: бронирования выросли в два раза по сравнению с этим же периодом прошлого года. «Думаю, по своим продажам до показателей благополучного 2013 года мы точно не дотянем, рост составит порядка 20% по отношению к 2014», – считает г-н Высоканов. Он заострил внимание, что будущий сезон во многом зависит от стоимости авиабилетов и работоспособности паромной переправы.

По словам генерального директора компании «Алеан» Ильи Уманского, спрос на отдых в России в разы превышает прошлогодние показатели, а наиболее востребованы Сочи и Крым. Он наблюдает появление на внутреннем рынке нового типа туристов из числа тех, кто в предыдущие годы ездил за рубеж: они «по привычке» целиком бронирует поездку через туркомпанию. И операторы по России начинают формировать турпакеты на базе блочной перевозки и даже чартерных программ». «Если сейчас стоимость входящей в пакет перевозки идет вровень с ценами онлайн-сервисов, то ближе к лету авиабилеты в интернете подорожают, а значит пакетные предложения будут более выгодными», – говорит Илья Уманский.

В прошлом году «Алеан» загрузил свои блоки в гостиницах всего на 60%, а в этом берет с запасом – на 15-20% свыше объемов, заявленных на 2014 год. «В целом по году рост продаж по Крыму может достигнуть 20%. В таком случае мы сможем распродать свои места уже к маю, – поясняет собеседник. – Добрать в сезоне вряд ли получится, поскольку не менее 70% загрузки крымских объектов идет за счет самостоятельного бронирования».

Новые крупные игроки направления, по его мнению, серьезной угрозы не представляют: рынок растет быстро, места хватит всем: «Где-то они нас, конечно, подвинут. Но есть в их «явлении» и плюсы: совместными усилиями мы можем изменить привычное соотношение 70 на 30 по загрузке объектов размещения в пользу туроператоров».

 

Наталья Панферова, RATA-news