Тревелпорт

Выставка достижений Китая

Мы начинаем рассказ о поездке корреспондента RATA-news в Шанхай, Сучжоу и Гонконг, организованной совместно Китайским и Гонконгским туристическими офисами.

Гостей Шанхая встречает в аэропорту Пудон монорельсовый красавчик-спринтер. Несется поезд скоростью 431 км/ч – самой высокой для этого вида транспорта, семь минут – и вы (о, чудо!) уже в центре города. Чудеса, впрочем, еще только начинаются.

Слегка перефразированный олимпийский девиз: «Быстрее, выше, лучше» подошел бы под слоган сегодняшнего Шанхая. «Это здание мы любя называем «Кукурузой», а по-настоящему – Цзиньмао, а соседнее – «Открывашкой», это – Шанхайский глобальный финансовый центр», – рассказывает экскурсовод. «Открывашка» еще недавно считалась самым высоким небоскребом мира, а потом, правда, арабы обогнали. Ну, ничего, скоро здесь построят небоскребы еще выше. А самая высокая смотровая площадка в мире все-таки здесь, в здании финансового центра – 474 метра. Вообще по части смотровых площадок шанхайцы мастера: они есть и в Цзиньмао, и в местной телебашне «Жемчужина Востока». Смотровые площадки собирают море народа – только через одну «Жемчужину Востока» в день проходят 300 тыс. человек, и понять интерес можно: с высоты открываются фантастические виды на бурно растущий город (фото).

 

 

Город не узнают те, кто был здесь еще три года назад (фото): новые кварталы сметают трущобы с сумасшедшей скоростью, вообще свойственной Шанхаю. Поразительно, но бурное строительство не превратило город в одну большую стройплощадку.

Шанхай зелен, красив и дотошно чист. Вязь многоэтажных автомобильных развязок избавила 20-миллионный город от пробок. Впрочем, говорит экскурсовод, не только она: здесь очень дорого стоит регистрация автомобилей – до $5 тысяч доходит цена на номер для машины – под силу только богатым шанхайцам. Остается метро. Оно тоже молодое, не менее популярное, чем в Москве, но куда более удобное и безопасное. Во-первых, на входе служба безопасности с присущей шанхайцам расторопностью, «просвечивает» вещи всех пассажиров, как в аэропорту. Стеклянные перегородки защищают от падений на путь. Но главное впечатление – покупка билета. В автомате нужно выбрать язык общения и станцию – и опустить четыре юаня. Получаешь и схему маршрута, и билет – сразу и быстро, и не надо ждать пока полусонная кассирша наконец выдаст карточку (уж простите, и так долго воздерживалась от сравнений). Такой уж бешеный ритм диктует этот город – некогда, некогда ждать!

Возможно, эдакий соревновательный тон в застройке, да и вообще в жизни Шанхая задали еще англичане. Когда набережная Хуанпу стала частью территории английской концессии в 1845 году, здесь стали быстро открываться представительства иностранных банков и компаний. Десятки разностилевых зданий украсили своего рода Уолл-стрит Востока – теперь это место называют «набережной тысячи городов» (фото).

 

 

Тогда Шанхай одним рывком превратился из неприметного приморского городка в крупнейший финансовый центр Дальнего Востока. Рывок отозвался в XXI веке – теперь это город высоких технологий во всем. Исторические кварталы сжимаются до минимума, но лицо старого города все же проглядывает сквозь частоколы небоскребов (фото).

Попадаешь в Сад Радости или Юйюань – и это уже совсем другой Шанхай. Мосты, беседки и павильоны 400-летней давности (фото), шедевры мебельного искусства, сохранившиеся здесь на протяжении веков (фото) – на фоне прудов, лотосов и причудливых камней создают умиротворенную обстановку.

Впрочем, таков уж этот город, что и здесь есть, кому ее нарушить: вездесущие туристы, что ходят огромными толпами, напоминают, что мы в Шанхае. Больше всего китайцев: они обожают путешествовать не только по миру, но и по собственной стране. И их любознательность, вездесущесть не может не вызывать уважения.

Но это мы еще не видели Экспо! На выставку, кажется, приехал весь Китай. Невозможно себе представить, чтобы какой-либо форум в России собрал столько людей – 400 тысяч посетителей ежедневно проходят в одном только павильоне Китая. И только фантастически слаженная работа организаторов и волонтеров позволяет избежать давки. Хотя очереди тут есть (фото).

Китайский павильон впечатляет. Тематически он построен по принципу: было – стало. Да и как не пойти по этому пути, когда выставка достижений здесь на каждом шагу, а не только на собственно выставке. За двадцать лет пройдена дистанция огромного размера. Взять хоть быт: убогие интерьеры 1978 года, которые смотрелись бы удручающе даже на фоне незатейливых обстановок советских квартир того времени. Представитель туристического офиса Китая Лю Цзяньмин, сопровождавший нас в поездке, подтверждает, все точно так и было, я еще помню. Теперь иначе: среднее китайское жилище обставлено по высшим современным стандартам. Торжество высоких технологий – на выставке. Вот живые картинки из истории китайской деревни, вот – поезд, который несется в будущее, демонстрируя пассажирам архитектурные формы завтрашнего дня. На что еще отважится, чтобы такое придумать: фантастическое, необыкновенное, счастливое будущее своей страны рисуют дети. И галерея этих детских рисунков на Экспо еще больше усиливает ощущение молодости китайской нации, которое так взбудоражило нас в Шанхае. Что ж, оно и гостям передается, и нас заражает чувством семнадцатилетних, когда еще кажется, что все лучшее – впереди. (Элеонора Арефьева, RATA-news)

Продолжение следует